"> Юрий Зиссер. Лекарство от страха | Журнал "Дело"
Курсы валют: USD1 USD: 3.2954 EUR1 EUR: 3.4694 RUB100 RUB: 3.3885 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USDUSD: 0.0000 EUREUR: 0.0000 RUB100 RUB: 0.0000 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 CNY10 CNY: 0.0000 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Ставка рефинансирования: bank9.5% (28.06.2023);

Юрий Зиссер. Лекарство от страха

1991
4 минуты
Юрий Зиссер. Лекарство от страха

Юрий Зиссер, учредитель портала TUT.BY и основатель УП "Надёжные программы", рассказал, чего боятся белорусские предприниматели и как составляли первый в стране рейтинг миллионеров.

Откуда взялся этот поселившийся в желудках предпринимателей животный страх перед государством, причем, даже у тех, кто ничего не нарушает, не ворует и исправно платит налоги?

Тут все понятно. На протяжении столетий мы жили при деспотии, когда любая инициатива была наказуемой, экономическая – в том числе. Как только кто-то пытался «высунуться» и приподняться над средним уровнем, ему тут же давали по шапке. Когда было кулачество – раскулачивали. Когда при Брежневе ловили торговца «дефицитом» с рук («фарцовщика») – сажали в тюрьму «за спекуляцию».

Даже в независимой Беларуси, когда предприниматель выкупает гибнущее предприятие и поднимает его с колен, – впоследствии государство, случается, национализирует большую часть его доли (или, как это теперь называется в официальных документах, «индексирует долю государства»). Примеры – у всех на слуху.

Означают ли подобные истории, что в Беларуси заниматься бизнесом невозможно? Или все-таки, если начинаешь бизнес с чистого листа (а не путем приватизации госсобственности), не конкурируешь с государственными предприятиями и вообще «не высовываешься», то бояться нечего? На этот вопрос ответа официально никто не дает.

Но что же мы видим в реальности?

В феврале 2007-го, еще во времена моего участия в проекте «Ежедневник», на свет впервые появился «белорусский Форбс» – рейтинг 100 самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси.

 Мне хорошо запомнились десятки звонков в редакцию с угрозами в адрес журналистов: «Какое вы имели право помещать нас в рейтинг? Кто вам позволил сделать это без разрешения? Вы нас «заложили»! Конец бизнесу – завтра придет налоговая инспекция и все опишет!»… А один мой приятель даже специально пришел к нам домой, чтобы в довольно резкой форме озвучить кровную обиду за попавшего в рейтинг друга-бизнесмена.

Впрочем, на следующий день этот друг сам позвонил мне и высказал полную уверенность в том, что его… «заказали» враги, нарочно включив в этот рейтинг. Он долго, спокойно и культурно допытывался у меня – кто именно его «заказал». Моим объяснениям в итоге не поверил и сказал, что скоро и сам это узнает, а заодно покажет недоброжелателю кузькину мать.

К слову, этим дело не закончилось. Его звонки мне повторялись три года подряд после каждой публикации рейтинга, причем аргументация оставалась неизменной. Напрасно я ему (да и всем остальным жаловавшимся) объяснял, что рейтинг составляется из независимых источников, и никто из журналистов не заинтересован в подтасовках – хотя бы потому, что проект затевается на много лет. Более того, о подготовке рейтинга за месяц до публикации не знало даже большинство сотрудников и учредителей «Ежедневника», не говоря уже о ком-то еще. Бесполезно было клясться в том, что рейтинг не ангажирован. Никто не воспринимал мои слова всерьез, а многие – обижались.

Не сработал даже казавшийся лично мне железобетонным аргумент о том, что поскольку предприятия моих собеседников работают на территории Беларуси, то их финансовые обороты прекрасно известны нашей налоговой инспекции, и поэтому ничего нового из рейтинга белорусские налоговики не узнали. Такая аргументация не успокаивала, а напротив, еще больше раздражала собеседников: некоторые бизнесмены, лично знакомые со мной, даже сочли меня если не агентом налоговой инспекции, то, во всяком случае, предельно наивным человеком.

Со времени публикации первого рейтинга минуло 6 лет. Я давно не связан с «Ежедневником», однако знаю от редакции, что угрозы в адрес журналистов прекратились. В последние годы бизнесмены звонят только для того, чтобы внести в рейтинг уточнения: мол, я родился не в этом году, а в таком-то, а тот бизнес, который вы мне приписали, я уже продал, зато купил другую компанию и т.д.

Итак, за шесть лет страх сменился гордостью. Всего за шесть лет! Или за целых шесть лет? Кому что ближе. Предприниматели были уверены, что нельзя «светиться» – оказалось, можно. А теперь многим из них даже непонятно – чего боялись?

Это восприятие бизнес-рейтинга самими его участниками – небольшой, но красноречивый пример того, как эволюционирует мышление наших предпринимателей, осознавших, что широкая известность имен лучших из них и открытость социуму – залог успеха. Причем не только для их личного бизнеса, но и для бизнеса всей страны.

Говорите, бизнес могут прихлопнуть? Да, могут. Но предприятия малоизвестных предпринимателей тоже закрывают, а желание бизнесмена получить признание общества – абсолютно нормально. Более того, оно неистребимо!

Читайте ежемесячную колонку Юрия Зиссера в журнале "Дело", а также на сайте delo.by

  • Комментарии
Загрузка комментариев...