Рынок консалтинга в России готовится к трудным временам
Константин Коржевич, «Дело», г. Москва
Российский рынок консалтинговых услуг в начале 2010-х демонстрировал бурный рост – в среднем на 20-30% в год. Если в 2006 году его объем не превышал $1,65-1,85 млрд., то к концу 2013-гo он увеличился до $3 млрд. Наиболее востребованными на рынке РФ традиционно являются такие виды консалтинговых услуг, как:
- общее управление и администрирование;
- финансовый, юридический, налоговый,
- маркетинговый и IT- консалтинг;
- управление кадрами; производственный консалтинг;
- оценочная деятельность.
Вместе с тем, еще в 2013 году эксперты отмечали, что рынок консалтинга начинает подавать тревожные сигналы. Так, например, сегмент аудита по итогам 2013-го впервые с кризисного 2009 года уменьшился на 3,25%. А если рассматривать рынок в целом, без учета IT-консалтинга (этот сегмент прибавил почти 30%), то он вообще упал более чем на 8%.
К слову, IT-консалтинг в последние годы – самый быстрорастущий сегмент рынка. Его доля в общем объеме консультационных услуг оценивается экспертами в 55-60%. Однако и здесь бизнес-консультанты отмечают первые признаки стагнации.
«Рынок IT-консалтинга прирастал только в отдельных сегментах и отраслях. В целом же есть ощущение замораживания или даже падения рынка, – полагает президент КГ «Борлас» Алексей Ананьин. – Из «живых» сегментов я бы отметил услуги на стыке производственного и IT-консалтинга. Особенно – в авиастроении, космосе и оборонно-промышленном комплексе, которые пока хорошо финансируются государством».
Прошлый год, по которому полной статистики пока нет, судя по всему, только усилил негативные тренды. Это и понятно: если за рубежом в периоды кризисов потребность в консультационных услугах обычно резко возрастает, то в России – ситуация прямо противоположная. Именно на рекламе и консалтинге здесь склонны экономить в первую очередь.
Говоря о перспективах на 2015 год, участники рынка делают прогнозы очень осторожно. Они отмечают, что многое будет зависеть от того, насколько сильно придется «затянуть пояса» бюджетной сфере и бизнесу. Большинство полагает, что спад однозначно будет, и хорошо, если консалтинговым структурам удастся сохранить нынешние обороты и приемлемую рентабельность. Хотя «драйверы» роста все же есть.
«Политический фактор негативно повлияет на рынок аудиторских и консалтинговых услуг,– полагает глава департамента аудита консультационной группы «Прайм Эдвайс» Олег Гладких. – Тем не менее, ожидается рост спроса на юридические услуги в области банкротств, налоговый консалтинг, на услуги проведения Due Diligence для покупки бизнеса, а также в вопросах привлечения финансирования, особенно западного».
Кстати, тренд на деофшоризацию* является довольно разумным в условиях кризиса решением.
«Это, в свою очередь, дает нам возможность спрогнозировать серьезные изменения у клиентов в подходах к ведению бизнеса с использованием офшорных и низконалоговых юрисдикций,– отмечает руководитель департамента международных проектов консультационной группы «Прайм Эдвайс» Константин Зиятдинов. – Часть предпринимателей посчитает возможным отказаться от офшорных структур и полностью перейти в российскую юрисдикцию, другие предпочтут остаться в офшоре (по налоговым и иным соображениям), кардинально переформатировав свои структуры в соответствии с новыми веяниями. И тот и другой выбор потребуют серьезной работы консультантов, и пока неясно, какой из путей будет менее затратным. Но в перспективе работы у консультантов в данной сфере, несомненно, прибавится».
*Деофшоризация – требование вернуть бизнес в российское правовое поле, если компания рассчитывает работать с госструктурами.
Материалы автора: