Курсы валют: USD1 USD: 2.5520 EUR1 EUR: 2.7734 RUB100 RUB: 3.3821 (Обновлено: 08.04.2020 в 17:54:00)Результаты торгов на фондовой бирже: USD1 USD: 2.5512 EUR1 EUR: 2.7715 RUB100 RUB: 3.3669 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 (Обновлено: 08.04.2020 в 17:54:00)Ставка рефинансирования: bank8.75% (19.02.2020);

Большая «чистка»

667
7 минут
Большая «чистка»

Несмотря на уменьшение количества клиентов, рынок АвтоКАСКО впервые вышел «в плюс».

Ценовые войны на белорусском рынке страхования АвтоКАСКО закончились. В 2011 году страховщики увеличили цены на этот вид страхования, или, по крайней мере, установили минимальные тарифы, позволяющие работать с положительной рентабельностью. Кроме того, практически все участники рынка ужесточили условия страхования и порядок выплаты страховых возмещений. В результате сложилась интересная ситуация: потеряв в количестве заключенных договоров, рынок АвтоКАСКО тем не менее выиграл в качестве! Впервые за несколько последних лет этот вид страхования начал приносить прибыль.

Удачный год…

В 2010 году, по данным Белорусской ассоциации страховщиков (БАС), оборот в сегменте автострахования КАСКО в Беларуси составил около Br255 млрд. ($85 млн.). Почти 2/3 этой суммы приходится на автотранспорт граждан, остальное – полисы, приобретенные организациями. Основными игроками на этом рынке являются: Белгосстрах, Би энд Би иншуренс Ко, Белросстрах, Промтрансинвест, ТАСК, Купала и др. Окончательные цифры за 2011-й еще не подсчитаны. Но поскольку эксперты «Дела» говорят о росте сборов в этом сегменте на 15-30%, можно предположить, что теперь объем рынка КАСКО составляет около $100 млн.

В 2008-2010 годах рост конкуренции в сегменте добровольного автострахования едва не довел некоторых участников рынка до банкротства. Поскольку частные страховщики в Беларуси лишены возможности работать в сегментах обязательного страхования и с предприятиями госсектора, КАСКО остается для них фактически основным источником дохода. Доля этого вида страхования в портфелях страховых компаний составляет в Беларуси в среднем 70-80%.

Такая зависимость от одного сегмента рынка даже теоретически является источником повышенного риска. А на практике падение спроса на новые автомобили после увеличения ввозных таможенных пошлин ударило по страховщикам очень больно. Рынок сузился, и начались ценовые войны. Например, в мировой практике нормальной с точки зрения рисков и обеспечения рентабельности считается стоимость полиса КАСКО в пределах 5-7% от цены автомобиля. А в Беларуси некоторые страховщики готовы были страховать и за 2% от стоимости. В итоге за несколько лет рентабельность этого вида страхования в Беларуси упала до нуля, а в некоторых компаниях и вовсе стала отрицательной.

Катализатором «очищения» рынка оказался прошлогодний кризис. В условиях неопределенности курсообразования и дефицита валюты страховщики были вынуждены «завинтить гайки».

– Действительно, в прошлом году гонка тарифов остановилась, – говорит заместитель генерального директора компании «Белросстрах» Константин Мерзляков. – Еще одной тенденцией стало общее ужесточение условий страхования в сегменте АвтоКАСКО. Иногда это было связано с повышением тарифов, а иногда – с введением дополнительных ограничений при сохранении уровня цен.

Что касается цен, то у некоторых компаний в долларовом эквиваленте они выросли довольно значительно – на 20-30%, а в среднем достигли 5% от стоимости автомобиля. Кроме того, большинство страховщиков также установили минимальные тарифы. В разных компаниях они разные, поскольку зависят от собственной статистики и затрат, но чаще всего, при условии выплаты возмещения без учета износа, минимальный тариф колеблется в пределах $800-1000 в год. А с учетом износа – на 30-40% меньше.

Ужесточение условий страхования коснулось, прежде всего, порядка оформления страховых случаев. Большинство участников рынка ввели ограничения по числу случаев, когда клиент может обратиться в страховую компанию без вызова ГАИ – чаще всего, не более трех раз в год. Это ограничение обычно не распространяется только на повреждения стекол. Некоторые страховщики перестали оплачивать мелкие царапины, кто-то – установил «запретительные» тарифы на страхование «чересчур аварийных» моделей, например, 7-10-летних BMWпод управлением молодых водителей и др. Кроме того, компании начали чаще практиковать выплату страхового возмещения наличными.

– Увеличение выплат страхового возмещения наличными в прошлом году было связано с неконтролируемым ценообразованием на запасные части и услуги СТО, – поясняет генеральный директор страховой компании «Би энд Би иншуренс Ко» (B&B) Борис Медник. – В условиях неопределенности на валютном рынке и монополизации ремонта гарантийных автомобилей многих марок, некоторые дилеры взвинтили цены в белорусских рублях сверх всяких разумных пределов. Кстати, и сами клиенты часто предпочитали получить, скажем, наличную валюту, чтобы отремонтировать автомобиль «более бюджетно». По нашим наблюдениям, количество клиентов, которые просили, чтобы их непременно направили на СТО, в прошлом году значительно сократилось.

 

…Не для всех

Разумеется, ужесточение условий страхования не могло не сказаться на количестве клиентов. Тем более что общий уровень доходов в стране в прошлом году значительно упал. По словам страховщиков, в результате многие владельцы недорогих автомобилей вынужденно отказались от приобретения полисов КАСКО. По статистике страховые компании потеряли в этом сегменте от 10 до 30% клиентов. Зато выиграли в деньгах.

– Количество новых договоров КАСКО у нас уменьшилось на 30%, – рассказывает Борис Медник. – Однако в деньгах мы не только не потеряли, но наоборот выиграли. Это связано как с увеличением минимальных тарифов, так и с ростом стоимости страхуемых автомобилей в среднем на 20-30%.

В самом деле: в результате прошлогоднего «хапуна» на авторынке, в страну было ввезено много дорогих машин, которые активно страховались. И, положа руку на сердце, вряд ли страховщики будут отрицать, что страхование дорогого BMWX6 для них – дело более выгодное, чем, скажем, 10-летнего Opel. Во-первых, на дорогое авто и страховка будет более дорогой. Во-вторых, риск больших потерь, связанных с угоном, в Беларуси все-таки невелик. Мы – не Россия, где даже составляют рейтинги типа «ТОП-10 самых угоняемых автомобилей». В прошлом году, по словам страховщиков, был всплеск краж зеркал и аксессуаров для дорогих машин, но сегодня ситуация нормализовалась. Затраты же, например, на покраску крыла BMWили того же Opel– примерно одинаковы. А в-третьих, как свидетельствует статистика многих страховщиков, дорогие машины, оборудованные современной «умной» электроникой, в аварии попадают реже, и с менее фатальными последствиями. Так что, недорогие автомобили, по-видимому, будут в ближайшей перспективе уходить из КАСКО по экономическим причинам, и страховаться, например, по смешанному типу (недорогой симбиоз ОСАГО и КАСКО с ограниченным возмещением ущерба). Либо перейдут исключительно на «автогражданку».

Кстати, о статистике. Странно, но до сих пор на рынке нет какой-то общей базы по клиентам, страхующим автомобили в рамках КАСКО. Хотя информация по индивидуальной аварийности водителя – пожалуй, самый важный фактор при определении стоимости полиса. Сегодня такая статистика есть только по ОСАГО, но эта база данных доступна только государственным компаниям, работающим в этом сегменте. Остальные полагаются только на свои корпоративные базы и общедоступную статистику по аварийности. И иногда используют ее при формировании стоимости полиса. Например, за «безаварийный» год предоставляют скидку на следующий период на 10-15%. Или, наоборот, назначают «неблагополучному» клиенту цену в размере 3-кратной стоимости полиса – своего рода «математическая форма отказа»…

Что касается будущего АвтоКАСКО в Беларуси, то большинство экспертов «Дела» оценивают его в целом оптимистично. Полис добровольного страхования – это, конечно, определенные затраты, но, с другой стороны, это же – и неплохой вариант хеджирования риска и бюджетирования. То есть, клиент знает, что он заплатит, например, $1000, и никаких других непредвиденных дополнительных расходов у него по машине в течение года не будет.

Хотя, конечно, этот сегмент рынка очень сильно зависит от общей ситуации в экономике страны – доходов населения, динамики на авторынке и в сфере кредитования. Поэтому в краткосрочной перспективе страховщики не прогнозируют роста АвтоКАСКО в Беларуси. Не исключено даже некоторое падение в течение ближайших двух лет.

– Как правило, страхование начинает чувствовать тенденции финансового рынка с некоторой задержкой по времени, – говорит Константин Мерзляков. – В прошлом году в Беларусь было ввезено много автомобилей. Многие из них приобретались в кредит и активно страховались. Однако сейчас ситуация изменилась: кредиты стали слишком дорогими, свободных денег у населения – нет, и активность на авторынке резко упала. При этом существующий портфель автомобилей с полисами КАСКО в Беларуси – вымывается. Все эти последствия мы ощутим в 2012 году. Поэтому мы не прогнозируем значительного роста в этом сегменте.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...