Курсы валют: USD1 USD: 2.5520 EUR1 EUR: 2.7734 RUB100 RUB: 3.3821 (Обновлено: 08.04.2020 в 18:20:00)Результаты торгов на фондовой бирже: USD1 USD: 2.5512 EUR1 EUR: 2.7715 RUB100 RUB: 3.3669 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 (Обновлено: 08.04.2020 в 18:20:00)Ставка рефинансирования: bank8.75% (19.02.2020);

Белорусские компании начинают более серьезно относиться к «предпродажной подготовке»

158
3 минуты
Белорусские компании начинают более серьезно относиться к «предпродажной подготовке»

Рынок слияний и поглощений (M&A) в Беларуси в последние годы сделал значительный шаг вперед. Активность на нем достигла пика в 2011-м, что было связано с увеличением числа приватизационных сделок в рамках так называемых «правительственных списков». В этот период прямые иностранные инвестиции (ПИИ) составили $3986 млн., или 7,2% ВВП страны. Правда, 63,6% этой суммы пришлось всего на одну сделку по окончательному расчету Газпрома за акции Бетрансгаза. Без ее учета ПИИ составили гораздо более скромную сумму – $1485,8 млн., что, однако, в 1,9 раза больше, чем в 2010-м.

Владельцы бизнеса в Беларуси (в том числе, самый крупный из них – государство) уже столкнулись с тем, что заинтересовать инвестора (особенно – зарубежного) может далеко не каждая компания, и что грамотная «предпродажная подготовка» – важнейшая составляющая успешной сделки. Тем не менее, редко кто из руководителей точно знает – что для инвесторов по-настоящему важно, а что – не очень.

«Три причины могут остановить инвестора вкладывать финансы в вашу компанию, – говорит Сергей Рябухин, управляющий партнер управляющей компании «Зубр Капитал». – Прежде всего, нельзя продать бизнес, если после осуществления такой сделки, компания теряет свой стратегический актив. Например, оптовый бизнес завязан на личных связях и контактах, и если при его покупке вы теряете эти связи, то фактически, покупаете не бизнес, а склад. Кроме того, практически невозможно продать бизнес, рынок которого сузился или практически исчез. И, наконец, нельзя продать теневой бизнес».

Сейчас на рынке наиболее распространены сделки с небольшими бизнесами – с годовым оборотом порядка $20-30 млн. и рыночной стоимостью порядка $10-20 млн. При подготовке такого бизнеса к продаже его владельцам нужно учитывать специфику рынка, на котором они работают, а также тип инвестора, с которым они собираются заключить сделку. А при оценке – исходить из того, что большинство инвесторов рассчитывают на окупаемость своих вложений в пределах 4-5 лет.

Как утверждают эксперты журнала «Дело», инвесторы на постсоветском пространстве уже набили достаточно шишек и стали умнее. Поэтому, чтобы сделка по продаже компании оказалась успешной, ее владелец должен понимать мотивы, которыми руководствуется инвестор. Как правило, действующий бизнес покупается в трех случаях: если создать новую компанию дороже, чем купить, если бизнес имеет хороший нераскрытый потенциал (т.е. он может вырасти, благодаря финансовым вливаниям и грамотному менеджменту), и, наконец, когда инвестор заинтересован в каких-то конкретных активах. Например, в земельном участке, зданиях и т.п., которые после реструктуризации бизнеса можно выгодно продать или сдать в аренду. Исходя из понимания этих мотивов, и нужно строить стратегию продажи.

Непосредственно процесс «предпродажной подготовки» включает несколько основных шагов. Первый – формирование инвестиционного предложения. Необходимо определить для себя оптимальный вариант сотрудничества с потенциальным инвестором: будет это продажа доли или всей компании, готова ли компания по требованию инвестора сменить менеджмент и стратегию. Второй – разработка стратегии продажи бизнеса. Для этого необходимо сформировать портрет потенциального покупателя, которому будет интересно это инвестиционное предложение.  Третий – создание финансовой модели стратегического развития компании: обосновать оценку стоимости продаваемой компании, продемонстрировать перспективы ее развития, ее сильные стороны и возможности. Четвертый – подготовка пакета документов для duediligence*(основная отчетность), посколькулюбой уважающий себя инвестор так или иначе будет проводить финансовый, правовой, коммерческий и технологический аудит.

Как отмечают большинство инвестиционных консультантов,предпродажная подготовка бизнеса – процесс очень важный и трудоемкий. Но при этом именно он на 80% обеспечивает успех сделки.

Подробнее об этом читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – «Строительство и недвижимость».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...