Курсы валют: USD1 USD: 2.5722 EUR1 EUR: 2.7797 RUB100 RUB: 3.3586 (Обновлено: 05.04.2020 в 06:57:00)Результаты торгов на фондовой бирже: USD1 USD: 2.5722 EUR1 EUR: 2.7797 RUB100 RUB: 3.3586 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 (Обновлено: 05.04.2020 в 06:57:00)Ставка рефинансирования: bank8.75% (19.02.2020);

Государство нам поможет?!.

853
6 минут
Государство нам поможет?!.

Чтобы ни говорили, а в нашей стране таки сформирован инструментарий государственной финансовой поддержки предпринимательства, показавший результативность по ряду проектов.

Алесь Герасименко, «Дело»

 

 

В 2014 году удельный вклад микро- и малых организаций в ВВП Беларуси составил 14,9%, оставшись на уровне 2012 года. Таким образом, надежды правительства на существенное увеличение вклада малого и среднего предпринимательства (МСП) в национальную экономику не оправдываются.

Причины тому не только в известных кризисных явлениях. Сказывается дефицит финансирования и его высокая стоимость. При средней процентной ставке по рублевым кредитам около 30% банковское кредитование, а вслед за ним и рублевый лизинг выпали из числа инструментов средне- и долгосрочного инвестиционного финансирования.

Относительно приемлемой формой привлечения средств осталось льготное государственное финансирование МСП и инновационного бизнеса. В его рамках частные предприятия могут получить льготные кредиты с процентной ставкой от 0,5 ставки рефинансирования, бюджетную компенсацию части процентов по кредитам, лизинговые субсидии и даже безвозмездные гранты.

Без залога на 5 лет

Пожалуй, самым привлекательным для частного бизнеса является финансирование из средств Белорусского инновационного фонда (Белинфонда). Здесь предприятия могут получить финансирование без предоставления залога в виде займа сроком до 5 лет с уплатой процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования. Поддержка выделяется на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в рамках инновационных проектов. Также могут быть профинансированы организация производства научно-технической продукции в рамках ГНТП и реализация венчурных проектов.

Эти деньги доступны также субъектам малого и среднего частного предпринимательства. Как сообщил журналу «Дело» и.о. директора Белинфонда Анатолий Гришанович, в 2014 г. на поддержку инновационных проектов МСП было направлено 1,9 млрд. руб., или 4,9% от совокупного бюджета фонда. Вместе с тем, как заверил собеседник, в прежние годы эта доля была значительно выше и доходила до 15-20%. Колебания вызваны неравномерностью финансирования в рамках 5-летнего договора предприятий с фондом, когда на разном этапе реализации проектов выделяются различные суммы господдержки.

В качестве положительного опыта А.Гришанович привел сотрудничество с ООО «Внедренческое предприятие Альтернатива» (Брест), которое выполнило проект по разработке нового энергосберегающего оборудования для систем вентиляции промышленных предприятий и расширило производство вентиляционно-отопительного оборудования. В рамках проекта предприятие освоило более 10 млрд. руб. льготного финансирования.

Продуктивным было сотрудничество Белинфонда с ОДО «Трепел-М» (г.п. Хотимск, госзаказчик - НАН Беларуси), ЧУП «Сакрамент ИТ» (г.Минск, госзаказчик - Минобразования), УП «Полимаг» (г. Минск, госзаказчик - Минобразования), РИУП «Научно-технологический парк БНТУ «Политехник» (г. Минск, госзаказчик - Минобразования) и др.

Сейчас прорабатывается возможность расширить ресурсную базу Белинфонда за счет неиспользуемых в полной мере средств областных инновационных фондов. Это должно расширить возможности частного бизнеса в получении финподдержки.

Обнадеживает и то, что после нескольких лет дебатов власти отважились на использование безвозвратного инновационного финансирования в виде грантов и ваучеров. Это должно дать новый толчок в поддержке стартапов. Причем, предполагается, что средства на развитие смогут получить не только субъекты хозяйствования (предприятия и индивидуальные предприниматели), но и физические лица – инноваторы.

Не рублем единым

Относительно дешевые ресурсы на развитие доступны по линии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП). Стоимость двух основных инструментов (займов и лизинга) привязана к ставке рефинансирования. Несмотря на ее нынешнее достаточно высокое значение (25%), спрос на эту поддержку со стороны частного бизнеса велик, заверил генеральный директор фонда Дмитрий Евменчик. В прошлом году профинансированы 47 проектов на 12,7 млрд. руб., в этом - ожидается, что 65-70 проектам предоставят не менее 30-35 млрд. руб.

Сильной стороной фонда можно назвать простоту административных процедур, а также скорость оказания государственной поддержки. Получить деньги субъект хозяйствования может в течение 2 месяцев с момента подачи заявки. Высок и процент проектов, которые получают одобрение со стороны исполнительной дирекции БФФПП, - 60-70%.

Законодательство также позволяет БФФПП предоставлять гарантии по льготным кредитам, выдаваемым коммерческими банками из средств местных бюджетов, однако этот инструмент поддержки оказался невостребованным. «Неэффективна система обеспечения, - поясняет Д. Евменчик. - Заемщик должен подать пакет документов и найти обеспечение одновременно и для банка, и для фонда. Кроме того, платное предоставление гарантии вызывает удорожание займов, что непривлекательно для бизнеса».

Оказание БФФПП государственной финансовой поддержкив 2012-2014 гг.

Не имея возможности резко увеличить объемы финансирования, руководство Фонда приняло решение дополнить поддержку информационно-консалтинговой составляющей. В этом году заработал официальный сайт БФФПП www.belarp.by, который будет развиваться как онлайн-площадка бесплатных консультаций для бизнеса. Кстати, название сайта представляет собой аббревиатуру от «Белорусского агентства развития предпринимательства». Сейчас изучается возможность реорганизации БФФПП в эту структуру с целью повысить статус и придать комплексный характер поддержке предпринимательства.

Хорошо, да мало

И все-таки предприниматели в большей степени нуждаются в капитале, чем в консультациях и советах.

Система господдержки не оказывает заметного влияния на развитие МСП по одной простой причине – средств выделяется слишком мало.

Например, в прошлом году Программа государственной поддержки МСП в Республике Беларусь на 2013-2015 годы предусматривала предоставление льготного финансирования совокупно на 157 млрд. руб (около $14 млн. по додевальвационному курсу), еще несколько десятков миллиардов рублей было доступно частному бизнесу по линии инновационных фондов. Для сравнения Законом о бюджете на 2014 г. расходы по статье «Национальная экономика» были определены на уровне 18,6 трлн. руб., или около $1,7 млрд. в эквиваленте. Т.е., государство активно финансировало разного рода проекты, вот только малому и среднему предпринимательству досталось менее 1% от этих денег.

Есть положительные результаты по отдельным проектам, разумеется, некоторые из них благодаря господдержке стали вполне значимыми в своих регионах, как например, ЧТПУП «Миротон». «Начинали работу в 2008 г. «с нуля», - рассказывает директор предприятия Александр Борушко. – Не было залогового обеспечения, чтобы привлечь банковского кредитование. Воспользовались лизинговыми инструментами Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, по которым залогом являлся сам объект лизинга. Так приобрели производственное оборудование. В итоге за 7 лет сотрудничества с фондом смогли создать производство стеклопакетов полного цикла».

Но подобные примеры единичны и не делают погоды для всей экономики.

Увеличение в ближайшие годы доли малого и среднего предпринимательства в структуре ВВП до 50%, как планирует правительство, по логике, должно сопровождаться пропорциональным изменением бюджетного трансфера. Т.е. государственная финансовая поддержка бизнеса должна увеличиться в десятки раз, приблизившись к $1 млрд. в год. Да вот только такой финансовый план никто не анонсирует.

Полный вариант статьи читайте в номере журнала "Дело", главная тема которого "Финансовые услуги. Инвестиции"

  • Комментарии
Загрузка комментариев...