
Привлечь покупателей в автосалоны сейчас могут только низкие цены и выгодные схемы финансирования с использованием лизинга, кредитов и trade-in.
Игорь Клоков, «Дело»
Не успели в Астане затихнуть дебаты о признаках стагнации в ЕАЭС, как, словно в противовес им, пришло сообщение об очередном реальном воплощении интеграции. Российский Ford Sollers объявил о начале поставок в Беларусь полного модельного ряда автомобилей, выпускаемых в России, включая коммерческие.
Lada forever
Не секрет, что на белорусский авторынок большое влияние оказывает рынок России. Между тем, в союзном нам государстве дела обстоят далеко не блестяще. По данным агентства «Автостат», по итогам марта Россия опустилась с четвертого на пятое место среди европейских авторынков с результатом в 116 тыс. авто, пропустив вперед Великобританию, Германию, Францию и Италию. Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB) в России косвенно подтверждает эти данные, хотя по его подсчетам продажи в апреле составили 121272 шт. Примечательно, что в России растут продажи китайских автомобилей. «Автостат» отмечает, что за 4 месяца 2016-го продано 10880 «китайцев», при этом рост составил 10% к уровню прошлого года. Всего же рыночная доля китайских авто выросла с 1,9% до 2,6%. Первое место среди китайцев удерживает Lifan (4985 шт.), на втором месте – Geely (2419 шт.). В то же время партнер «Автостат» – международное автомобильное агентство Focus2move.com – сообщает, что российский рынок в апреле показал значительное снижение падения до уровня 8,4%. Впервые за 16 месяцев уменьшение рынка определяется однозначным числом. За 4 месяца 2016-го падение составило 14,7% до 440183 шт. (данные AEB).
В последние 3 года лидерство на рынке прочно удерживает Lada. В апреле ее доля на рынке составили свыше 20%, или 24648 проданных авто. Вслед за ней идут Kia (12201 шт.) и Hyundai (12114 шт.). У Renault – только четвертый результат (9729 шт.). Постепенно набирает популярность премьера «Автоваза» – компактная «Лада Веста», поступившая в продажу в сентябре 2015-го. В апреле было продано 4821 таких авто – больше, чем продажи Renault Duster (4453 шт.) и Volkswagen Polo (4162 шт.).
Однако лучшую динамику на российском рынке с начала года показывает Ford. Такое впечатление, что гигант проснулся и начинает расправлять плечи. Из 10 групп автопроизводителей всего 4 показали положительную динамику, и наилучшую среди них – Ford (+73,6%). Три других группы, оказавшихся в плюсе, – это УАЗ (+17,9%), ГАЗ (+9,7%) и Toyota Group (+0,9%). Впрочем, погоду на российском авторынке (легковые +коммерческие) определяют другие группы производителей – AVTOVAZ-Renault-Nissan, Hyundai-KIA и VW Group. Несмотря на отрицательную динамику в пределах 12-17% по итогам 4-х месяцев, совокупно они занимают свыше 60% российского авторынка.
Ford потеснит Renault?
До сих пор на белорусском рынке марка Ford пребывала не в лучшем состоянии. По итогам прошлого года продажи бренда упали в 2 раза – с 521 до 277 шт. Тогда как бурный рост показал Renault с бюджетным внедорожником Duster, условным внедорожником Sandero Stepway, хэтчбеком Sandero и субкомпактным Logan. Хорошие позиции Renault сохраняет и в этом году (см. Таблицу 1).
Таблица 1. TOP-10 продаваемых автомобилей в Iквартале 2016-го
(данные Белорусской автомобильной ассоциации (БАА))
№ | Модель | Продано в 1 кв. 2016 г. | Класс |
1 | Volkswagen Polo | 584 | B |
2 | Renault Duster | 564 | SUV C |
3 | Renault Sandero Stepway | 490 | SUV B |
4 | Renault Logan | 298 | B |
5 | Skoda Rapid | 248 | B |
6 | Renault Sandero | 208 | B |
7 | Toyota RAV4 | 184 | SUV C |
8 | Lada Largus | 176 | B |
9 | Lada Granta | 140 | B |
10 | Nissan Almera | 135 | B |
Fordв Беларуси пока не входит даже в TOP-25 продаж. Но, возможно, в самое ближайшее время ситуация изменится. Если до 1 июня у нас продавались «Форды» производства Великобритании, Германии, Испании, то теперь машины белорусским дилерам поставляет российская компания Ford Sollers. Российский производитель не только намерен укрепить позиции марки в Беларуси, но и расширить модельный ряд. В частности, за счет 5-дверного хэтчбека Ford Fiesta, который не производится в Европе. До конца года в Беларусь будет поставлено 500 автомобилей. Сергей Елистратов, управляющий автоцентра «Атлант-М Боровая», прогнозирует, что в дальнейшем поставки пойдут по нарастающей – от 1 тыс. шт. в год. Цель – занять 4% рынка новых автомобилей.
«Получение автомобилей российского производства принципиально меняет ценовое предложение по марке Ford в Республике Беларусь, – отмечает С. Елистратов.– Теперь розничные цены сопоставимы с российскими».
Экспансия российского производителя началась с Казахстана. Еще в 2014-м Ford Sollers начал поставлять туда автомобили, а в 2015-м было продано уже около 400 шт. В нынешнем году ожидается удвоение продаж. Компания также намерена выйти и на рынок другого члена ЕАЭС – Армении. Показательно, что FordSollersуспел прийти на наш рынок до существенного укрепления российского рубля, которое ожидается экспертами в ближайшей перспективе, и этот фактор будет главным в подорожании иномарок российской сборки.
В качестве слабого сигнала о начале выздоровления белорусского авторынка можно принять снижение его падения в апреле до уровня 30% к прошлому году – против 50-60% в предыдущие месяцы. Однако повода для оптимизма это не дает. Как отмечает эксперт «Дела», заместитель председателя БАА Сергей Варивода:
«Рынок новых легковых автомобилей в Беларуси падает шесть месяцев кряду. Темп спада – явно неожиданный для специалистов. Уже очевидно, что рынок сжимается до уровня 2013 года».
При этом эксперт подчеркивает, что «сокращение рынка происходит за счет существенного падения «неорганизованного ввоза» автомобилей из России. В апреле он снизился до 17% общего рынка, что почти в три раза меньше, чем по итогам 2015-го. Конечно, свою роль сыграли и регулятивные меры со стороны государства, и укрепление российской валюты».
С. Варивода полагает, что привлечь покупателей в дилерские салоны в нынешней ситуации сможет предложение удобных схем финансирования за счет лизинга и кредитования: «Готовность белорусских автодилеров и их финансовых партнеров дать клиенту не только товар, но и деньги на его приобретение, обеспечила относительный успех дилерских продаж. На фоне катастрофического падения общего рынка, автодилеры символически увеличили продажи новых «легковушек» на 6% к апрелю прошлого года».
Вместо резюме
С учетом традиционных прогнозов о схлопывании белорусского авторынка любая активность на нем воспринимается позитивно. Однако говорить о смене лидера в массовом сегменте пока не приходится. Но не нужно и недооценивать претензии Ford. Имея долю на российском рынке около 3%, в Беларуси он рассчитывает на 4%. Пока же погоду на рынке делают другие марки и те дилеры, которые успешнее других учитывают особенности ситуации. А они заключаются в том, что свободные деньги у покупателей закончились. Пришло время активнее использовать инструменты, свойственные развитому авторынку, включая trade-in, лизинг и кредитование по ставкам, отличным от банковских.