Курсы валют: USD1 USD: 2.6019 EUR1 EUR: 3.0541 RUB100 RUB: 3.3649 (Обновлено: 02.10.2020 в 02:29:04)Результаты торгов на фондовой бирже: USD1 USD: 2.6019 EUR1 EUR: 3.0541 RUB100 RUB: 3.3649 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 (Обновлено: 02.10.2020 в 02:29:04)Ставка рефинансирования: bank7.75% (01.07.2020);

Смена курса или «штатный маневр»?

948
5 минут
Смена курса  или «штатный маневр»?

Правительство заявляет о намерении поддерживать частный бизнес. Последует ли за словами дело?

В начале октября в Минске состоялось событие, которого долго ждал белорусский бизнес. Спустя символичные девять месяцев после подписания Президентом Директивы №4 в Доме правительства прошло расширенное заседание Президиума Совмина с участием представителей деловых кругов. Прозвучавшие на нем выводы с поправкой на белорусские реалии вполне можно назвать революционными. Тем более что исходили они от Премьера и Министра экономики.

 

Госсектор тонет

С помощью руководителей бизнес-ассоциаций члены правительства попытались выяснить – насколько эффективно продвигается реализация положений Директивы, как наладить диалог предпринимателей и власти, и что мешает отечественному бизнесу развиваться? Как и ожидалось, в результате был сделан неутешительный вывод: ситуация с развитием предпринимательства в стране далека от идеала. Но если раньше правительство могло закрывать на это глаза, поскольку госсектор работал более или менее успешно и обеспечивал высокие темпы экономического роста, то теперь ситуация изменилась. Экономический кризис показал, что ставка исключительно на государственные предприятия – опасна6 в экстремальных условиях они менее гибкие и эффективные. Это подвигло Министра экономики Николая Снопкова сделать довольно неожиданное заявление:

– Пока в нашей стране основная поддержка со стороны государства оказывается госсектору, который далеко не всегда является лидером по эффективности и прибыльности. Необходимо исключить деление субъектов хозяйствования на государственные и частные... Кроме того, ничто так не разрушает бизнес, как бюрократия. Поэтому органам государственного управления стоит минимизировать свое участие в деятельности субъектов хозяйствования.

Действительно, ситуация в экономике страны требует неотложных мер. Особенно с учетом вступления Беларуси в Таможенный союз. Это подчеркнул и Премьер-министр Михаил Мясникович. Он подтвердил, что правительство намерено пересмотреть подходы к господдержке, чтобы обеспечить равный доступ к ней для предприятий всех форм собственности. Причем, в первую очередь, на такую поддержку смогут рассчитывать производственные компании, создающие новые рабочие места, производящие экспортоориентированную и высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Выступая на заседании, Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин перечислил основные проблемы, которые мешают развиваться бизнесу.

Во-первых, неравные условия по сравнению с партнерами по Таможенному союзу. Прежде всего, в сфере налогообложения. Сейчас по этому показателю Беларусь занимает 183 (!) место в рейтинге Всемирного банка. В нашей стране самые большие в Таможенном союзе социальные налоги – 34%, тогда как в России – 26%, а в Казахстане – 11%. То же относится и к налогу на прибыль. Владимир Карягин напомнил, что в свое время правительство долго не могло решиться на переход к «плоской» шкале подоходного налога. Сегодня время подтвердило правильность этого решения – его собираемость увеличилась вдвое!

Во-вторых, белорусский бизнес практически не имеет ликвидных активов – земли или недвижимости в собственности, из-за чего не может привлечь серьезных инвесторов и по-настоящему развернуться.

– Да, мы говорим, что у нас в стране 340 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Но 90% из них – фактически люмпены!– констатировал Владимир Карягин. – У них нет собственности, и они годами «сидят» на арендованных площадях.

Не случайно, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), доля бизнеса в общем количестве рабочих мест в стране – всего 20%. Хотя даже в таких условиях в ряде городов и регионов Беларуси до 40-50% местных бюджетов формируют именно предприниматели. А доля частного капитала в ВВП приблизилась к 30%, что говорит о его намного большей эффективности по сравнению с госсектором. Но при этом удельный вес частного бизнеса в ВВП Украины и Молдовы – более 50%, Казахстана и России – 60%, а Армении и Грузии – свыше 80%. Таков нереализованный потенциал!

В-третьих, и, пожалуй, это сейчас самое главное – до сих пор не заработал механизм частно-государственного партнерства, о котором упоминалось в Директиве №4. По словам председателя МССПиР, ряд министерств и ведомств сформировали консультативные советы с участием представителей бизнеса только на бумаге и до сих пор не провели ни одного заседания. Между тем, такие советы должны быть на уровне не только правительства, министерств и концернов, но и на уровне всех ветвей власти, в том числе в регионах. И главное: они должны быть постоянно действующими! Это поможет избежать многих проблем и ошибок при принятии решений, регулирующих экономическую деятельность.

 

В одной лодке

Сложно сказать – насколько готово правительство воспользоваться рекомендациями бизнес-сообщества. Хотя, по большому счету, другого разумного выхода у него нет. Во всяком случае, Михаил Мясникович подтвердил, что ставка налога на прибыль будет снижаться, хотя основные изменения в области налогообложения в первую очередь коснутся не налоговых ставок, а административных процедур, которые планируется значительно упростить. Премьер также поддержал идею выкупа предпринимателями арендуемой недвижимости, хотя этот вопрос будет решаться в индивидуальном порядке и наверняка может быть обставлен рядом условий.

Подводя итоги заседания, Владимир Карягин отметил, что на этот раз диалог оказался очень конструктивным, и, возможно, это позволит создать в ближайшее время эффективный механизм взаимодействия бизнеса и власти. При этом он отметил, что такой уровень ко многому обязывает и предпринимателей, которые должны активнее выдвигать свои предложения и «громко» участвовать в обсуждении проектов нормативных актов и программ. Чтобы потом не посыпать голову пеплом и не сетовать на то, что их голос не услышали.

– Сейчас вопрос стоит так: те предприниматели, которые находятся вне предпринимательских союзов и ассоциаций, – находятся и вне диалога с властью, – считает руководитель МССПиР. – А такой диалог профессионалов всегда эффективнее, чем неконструктивная критика. Бизнес и власть – все-таки в одной лодке. И если они сообща выработают разумные правила игры и, главное, будут их придерживаться – выиграют все.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...