Автоматизация дает возможность перевести работу склада на современный комфортный уровень, ускорить обработку грузов и обеспечить точность выполнения операций. А значит, приносит прямую материальную выгоду. Что пока еще недооценивается владельцами бизнеса
Игорь Клоков, специально для «Дела»
Когда говорят об автоматизации склада, чаще всего имеют в виду программную систему класса WMS (Warehouse Management System). Именно WMS решает большинство таких задач, как активное управление складом, оптимизация использования складских площадей, а также увеличение скорости набора товара и контроля сроков хранения.
C помощью программ анализа внутрискладского движения ТМЦ анализируется частота отгрузки определенных товарных позиций. В результате появляется возможность оптимального размещения ТМЦ: те, что отгружаются чаще, размещаются в «зонах отбора».
Появляется понятие «подпитки»: запускается процедура внутри программы, которая определяет, какие товары надо переместить в зону отбора, исходя из планируемых отгрузок и из оборота прошлых отгрузок.
Кроме того, вводится понятие «дефрагментации»: программа показывает, какой товар можно переместить из ячейки в ячейку, исходя из правил размещения, которые заранее прописываются и настраиваются.
По мнению эксперта, сегодня без складского ПО не может эффективно работать не только логистический центр, но и любое оптовое предприятие, а также предприятие, на котором имеется большая номенклатура изделий.
IT-специалистам по силам привнести в управление бизнес-процессами и интеллектуальную составляющую. В случае с WMS она наглядна и исчисляется в суммах дополнительного дохода.
«Выгоды, которые получают владельцы складов и предприятий от внедрения WMS, выглядят особенно убедительно в числовом выражении. Это сокращение работников склада до 48%, повышение плотности хранения в 1,6 раза, снижение ошибок при комплектации заказов на 97%» – отмечает Дмитрий Черноморец, директор по развитию бизнеса Группы компаний Apply Logistic Group.
Принимая решение о внедрении той или иной системы управления складом, эксперты «Дела» предлагают белорусам ориентироваться на удачные примеры из практики российского бизнеса. Максим Абазовик, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами «SAP Беларусь», приводит пример российского заказчика – ОАО «НЛМК», которое несколько лет назад приняло комплексную программу оптимизации затрат на содержание складских запасов, с конечной целью снижения запасов в 2,4 раза. Одним из мероприятий в рамках этой программы стал проект внедрения информационной системы управления запасами на базе решения SAP SCM.
Рынок все еще не поделен
Как и в некоторых других IT-сегментах, в автоматизации складов нет устойчивого разделения рынка между игроками. У нас представлены как мировые лидеры, так и лидеры российского рынка, а также некоторые системы («самописные») местной разработки. В целом, внедрения полноценных систем WMS в Беларуси носят пока единичный характер.
Показательно, что оперативному внедрению WMS уделяют внимание на крупных предприятиях с иностранным участием, а также на средних предприятиях частного бизнеса. Это объяснимо, ведь владельцы этих компаний привыкли считать деньги и не хотят их терять.
Олег Калинович, утверждает, что в Беларуси на каждом крупном создаваемом объекте внедряется тот IT-продукт, который предпочитает зарубежный инвестор. И нередко внедрение происходит почти одновременно со строительством объекта. Но постепенно ситуация меняется.
К складскому ПО обращаются и существующие предприятия, причем каждое из них оказывается перед выбором: взять на вооружение проверенный мировыми практиками западный продукт, как правило, дорогостоящий, или довериться местным разработчикам.
Есть и промежуточный вариант: решение от фирмы 1С. Есть у этой программы и решение для складов – «1С: Логистика», которое несет в себе явные рыночные преимущества. Это и открытая платформа, и отличная репутация фирмы 1С, и грамотное внедрение сертифицированными партнерами , и хорошее сопровождение. Именно поэтому в России «1С: Логистика» занимает лидирующую позицию (25% рынка).
На втором месте на рынке нашего восточного соседа находится американский продукт Manhattan SCALE фирмы Manhattan Associates (12% по итогам 2013 г.).
Замыкает тройку призеров российская разработка Solvo WMS (10% рынка). В целом, в России используются WMS-системы более чем 50-ти разработчиков.
В Беларуси представлены все лидеры российского рынка как через белорусских партнеров, так и благодаря единому экономическому пространству – усилиями российских интеграторов.
Об успешном внедрении своего продукта на ООО «Белль Бимбо» (производство детской одежды) в СЭЗ «Витебск» сообщила в 2011 г. компания Solvo WMS. В процессе внедрения была выполнена также интеграция с белорусской ERP-системой «Галактика».
О внедрении Manhattan SCALE в сети «Пятый элемент» в конце 2013 г. сообщил крупнейший российский интегратор и партнер американского разработчика – группа компаний «КОРУС Консалтинг».
Имеющий мировую известность продукт компании SAP также находит приверженцев у нас. Решения SAP уже используют компании «Белвест», СООО «НТС» (торговая сеть «Родная сторона»).
На значительную долю рынка в Беларуси, как и в России, претендует «1С: Логистика». Хотя и с этим продуктом пока не все так просто.
«Нужно признать, что пока продажи продукта «1С: Логистика» не носят массового характера, – отмечает Юрий Шепелкин, директор ЗАО «Мисофт», официального дистрибьютора 1С в Беларуси. – Белорусские франчайзи 1С готовы отреагировать на сигналы рынка. Уже есть запросы, но их недостаточно для активной работы в этом направлении. Имеет значение и тот факт, что 1С строго подходит к сертификации партнеров по продукту «1С: Логистика». Это делается для того, чтобы избежать дискредитации продукта – одного из лучших в своем классе».
Олег Калинович также подтверждает, что в Беларуси растет востребованность этого продукта в связи с развитием логистических центров и укрупнением оптовых предприятий. Появляется немало предприятий, у которых на больших площадях свыше двух тысяч единиц товарной номенклатуры.
В этом случае необходима система управления складом, и «1С: Логистика» оптимально отвечает таким требованиям. Особенность приобретения этого продукта в том, что его стоимость (без внедрения) складывается из двух компонентов: цены решения и цены платформы.
В числе белорусских компаний, использующих для управления складом продукт 1С, – ИП «Штотц Агро-Сервис», ООО «Евросклад», «ШАТЕ-М Плюс», «Армянские коньяки» и др. Стоимость внедрения зависит от многих факторов, и обычно игроки ее не разглашают.
Вместо резюме: «Лед тронулся!»
Эксперты в один голос утверждают, что в последние два года на рынке WMS наблюдается заметное оживление. Причем, заказчиками выступают компании среднего и крупного бизнеса. Пока это оптовики и торговые сети, но в ближайшее время к ним могут присоединиться ремонтные и производственные предприятия. Кстати, в их числе вполне могут оказаться и те компании, на которые перенесут свои заказы из Украины российские заказчики.
Мнение эксперта
Дмитрий Черноморец, директор по развитию бизнеса Группы компаний Apply Logistic Group:
Перед выбором WMS мы рекомендуем обратить внимание на следующие ключевые факторы:
- у ПО обязательно должен быть открытый код;
- должно быть не менее 3-х отраслевых внедрений, которые необходимо посетить с референс-визитами, а также не менее 15 успешных внедрений, независимо от отрасли;
- разработчик или его представитель должен иметь возможность в течение часа оказать сервисную поддержку. Важно знать, что не все внедрения WMS можно назвать эффективными, т.к. многое зависит не только от выбора конкретного ПО, но и от самого процесса внедрения. Нам также известны случаи, когда проекты по внедрению WMS терпят фиаско из-за саботажа самих работников склада. Ведь после внедрения потребность в этих работниках снижается, а также полностью исчезает уникальность складского персонала.
Также важно отметить такой аспект, как срок внедрения WMS, который, исходя из нашего опыта, составляет около 6 мес. Причем, мы можем констатировать такую закономерность: чем больше срок внедрения WMS (иногда он затягивается до 3-х лет), тем эффективность внедрения ниже.
Мнение эксперта
Максим Абазовик, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами «SAP Беларусь»:
- Сложившаяся на мировом рынке ситуация требует максимальной мобилизации усилий для повышения эффективности компаний любых размеров и различных отраслей. Именно за счет этого возрастает их конкурентоспособность. Прошлый год в Беларуси был годом бережливости.
Эта инициатива правительства была направлена на совершенствование организации производства, повышение производительности труда, качества продукции и услуг за счет оптимизации расходов, рациональное использование ресурсов, модернизацию производства, внедрение новых технологий, техники и способов хозяйствования.
Именно для этого созданы программные решения SAP, направленные на усовершенствование всех бизнес-процессов в компаниях: от ведения управленческого учета и планирования ассортимента до контроля рентабельности и обеспечения эффективности складской логистики.