Курсы валют: USD1 USD: 2.5992 EUR1 EUR: 3.0318 RUB100 RUB: 3.3813 (Обновлено: 28.09.2020 в 06:53:00)Результаты торгов на фондовой бирже: USD1 USD: 2.5992 EUR1 EUR: 3.0318 RUB100 RUB: 3.3813 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 (Обновлено: 28.09.2020 в 06:53:00)Ставка рефинансирования: bank7.75% (01.07.2020);

Разноскоростная интеграция в ВТО стран ТС становится серьезным испытанием для Беларуси

1176
2 минуты
Разноскоростная интеграция в ВТО стран ТС становится серьезным испытанием для Беларуси

В первом квартале нынешнего года взаимный товарооборот стран ЕЭП снизился сразу на 15%, хотя в первые два года после создания Таможенного союза он рос ежегодно примерно на 30%. На такую тенденцию в определенной степени повлияло вступление в ВТО основного торгового партнера Беларуси – России.

Поскольку Россия при подписании соглашений с ВТО по многим позициям взяла на себя обязательства, устраивающие ближайшего союзника, уровень защиты внутреннего рынка Беларуси не претерпел кардинальных изменений. В результате 90% импортных пошлин для нашей страны сохранились на прежнем уровне. Тем не менее, ряд чувствительных для белорусского экспорта позиций оказался менее защищенным. В частности, пошлины на мясную продукцию снизились на 20%, что стало очевидной угрозой потери конкурентоспособности белорусских производителей на российском рынке.

Вступление РФ в ВТО значительно усложнило достаточно комфортное нахождение Беларуси в Таможенном союзе, даже несмотря на то, что единый рынок в таможенной «тройке» еще не создан. По оценкам ЕЭК, пока лишь 2/3 товаров и 1/3 услуг передвигаются в Таможенном союзе свободно. Следствие снижения уровня таможенной защиты на рынке ТС – усиление конкуренции в области машиностроения и продукции АПК.  

В июне на заседании Совмина министр экономики Николай Снопков обозначил проблему вытеснения с российского рынка белорусских производителей седельных тягачей, грузовых автомобилей, шин, сельхозмашин, продовольствия. Как пояснил министр, такое положение вещей возникло по причине «их экономической неконкурентоспособности».

На фоне заметного снижения спроса и падение экспорта на ключевом для Беларуси – российском рынке белорусские чиновники готовы списать многие беды своей экономики на последствия вступления России в ВТО. Например, если раньше российские и белорусские автомобили на рынке Таможенного союза составляли 50%, то сейчас –  35%. За последние пять лет доля МАЗа и КамАЗа снизилась на российском рынке почти на 1/3. Между тем, министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев в начале июня заявил, что никаких драматических событий на рынках Таможенного союза в связи с применением обязательств по ВТО не возникло. После вступления России в ВТО прирост импорта в целом по ТС составил 5,4%. Что, как считает А. Слепнев, не свидетельствует «о каких-то резких изменениях доступа импортных товаров на рынок Таможенного союза».

С сентября 2013 года Россия начнет выполнять свои обязательства перед ВТО по очередному снижению тарифной защиты. В связи с этим ожидается изменение таможенных пошлин на 1 тысячу тарифных линий из 12 тыс. позиций. В целом предполагается сокращение примерно на 10% таможенного тарифа, что, безусловно, скажется на  белорусской экономике.

Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Транспорт и логистика».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...