Курсы валют: USD1 USD: 3.2954 EUR1 EUR: 3.4694 RUB100 RUB: 3.3885 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USDUSD: 0.0000 EUREUR: 0.0000 RUB100 RUB: 0.0000 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 CNY10 CNY: 0.0000 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Ставка рефинансирования: bank9.5% (28.06.2023);

Не в той компании…

4665
4 минуты
Не в той компании…

Новые лидеры и аутсайдеры мировой экономики.

 

 

 

Леонид Заико, научный обозреватель «Дела»

В последнее время приято считать Китай мировым лидером по динамике экономического роста, хотя к точности свидетельствующих об этом статистических подсчетов иногда есть вопросы. Так, например, работая в Поднебесной, я обнаружил странную вещь: согласно статистике показатели доходов населения в Тибете были одними из самых высоких в стране. И лишь после серьезной аналитической работы и консультаций с коллегами из Пекинского университета стало понятно, что в этом случае учитывались только доходы двух страт: чиновников и военных. Прямо скажем – выборка не репрезентативная…

Размер – росту не помеха!

Полная информация часто дает повод пересмотреть многие оценки. Например, в 2016 году китайцы планируют 6,4% прироста ВВП. И это при низких ценах на нефть и снижающихся тарифах на газ! Причины замедления китайской экономики понятны: в последние годы цены на мировых рынках упали на 24-26%. А значит, китайский экспорт стал дешевле, и доходы от него, соответственно, должны сократиться примерно на четверть. Системные изменения происходят и в самом Китае. Средняя зарплата в промышленности там выросла до $700. Издержки в расчете на единицу продукции выросли симметрично, хотя пока это и не критично. Не случайно в этом году среди мировых лидеров роста промышленного производства – Ирландия (+20,4%), Словакия (+11,9%), Венгрия (+7%), Польша (+6,7%), Китай (+5,9%) и… Греция (+5,6%). В России падение промышленного сектора составило -4,4%, Беларусь также ушла «в минус», а по ряду производств падение у нас достигает 40%.

Вообще, сейчас в мировой экономике наметилось несколько интересных трендов. Во-первых, в лидеры выходят относительно небольшие страны. Во-вторых, серьезные достижения показывают страны из бывшего «социалистического лагеря». В-третьих, есть диссонансы особого рода, как, например, две «братские» страны – Чехия и Словакия. Первая показывает всего 0,7% промышленного роста, а вторая – 11,9%. При этом во всех учебниках экономической истории утверждается, что Чехия – промышленный лидер, а Словакия – чуть ли не отсталая страна.

Как видим, Польша по темпам роста в промышленности опережает Китай, а Германия, в свою очередь, «проседает» на 2,3%. Для Европейского союза такого рода перекосы являются симптоматичными. «Старый» капитализм заменяется новым – более подвижным, хотя и еще недостаточно уверенным. Этот процесс идет на фоне падения роли нефти и газа, а также формирования новых кластеров экономики. А основные изменения происходят в высокотехнологичной сфере, связанной с научно-исследовательскими разработками.

Сегодня в мировой экономике основная конкуренция развернулась на рынке вооружений. Особенно это касается США и России. Космические технологии, авионика, геофизическое оружие, робототехника – все эти «оборонные» разработки создают совершенно новые отрасли промышленного производства. После Перестройки и драмы 1990-х годов постепенно восстанавливается «градус» конкуренции в различных секторах военно-промышленного комплекса. Именно этот фактор становится главным импульсом развития мировой экономики не только в настоящем, но и в будущем. Явные лидеры в этой сфере – США и Россия. Беларусь пока находится лишь на уровне оценки этих процессов.

Совершенно по Кейнсу

С аутсайдерами гораздо проще: их не так много и их проблемы не столь впечатляющи. Хотя, если посмотреть на эти проблемы с кейнсианских позиций, то картина получается интересная. Например, если проанализировать занятость населения, генерация которой, по мнению Джона Мейнарда Кейнса, является главной задачей экономики.

Наиболее высокий уровень безработицы сегодня демонстрируют: ЮАР (25,5%), Греция (24,5%), Испания (20,8%), Турция (10,5%), Словакия (10,6%), Словения (11,7%). Средний уровень: Канада (7,2%), страны Еврозоны (10,4%), Британия (5,1%), Россия (5,8%). Низкий уровень: США (4,9%), Дания (4,5%), Норвегия (4,6%), Китай (4,1%), Швейцария (3,4%) Япония (3,3%), Исландия (2,8%), Сингапур (1,9%), Украина (1,9%), Таиланд (0,7%).

Если верить Кейнсу и этой статистике, то Таиланд и Украина – просто «блестящие» экономики, что, конечно, на деле не совсем так. А вот США, Дания, Норвегия – действительно, удачные примеры. Эти страны надежно контролируют ситуацию на своих рынках труда и обеспечивают п-настоящему «эффективную занятость». Впечатляют также Сингапур и Исландия. Одновременно, как бы кто-либо не относился к кейнсианству, совершенно очевидно, что страны с высокой безработицей действительно далеки от эффективной экономики. Ситуация в ЮАР, Греции, Испании это подтверждает.

Теперь посмотрим на показатели инфляции. Вначале – список стран с мягкой и неустойчивой денежной политикой. В 2016 году к ним относятся: Венесуэла (рост инфляции на 84,1%), Украина (+36,1%), Россия (+15,4%), Бразилия (+9,5%), Турция (+7,3%). С другой стороны, есть хотя и небольшая группа государств, где цены за год снизились. В еврозоне они остались на прежнем уровне, а, например, в Израиле – понизились на 0,2%, в Литве и Исландии – на 0,1%. Лидер же по этому показателю –л Швейцария, где цены упали на 1,1%.

И напоследок ситуация по динамике ВВП. Самое значительное его снижение пока демонстрируют Венесуэла (-5%), Россия (-0,9%) и Аргентина (-0,2%). Остальные из списка «значимых» стран находятся в плюсе, пусть и небольшом – на 2-3 пункта. Вот такая «картина маслом». Немножко неловко, но зато очень симптоматично, что мы и наши «лучшие друзья» (читай – Россия и Венесуэла) так синхронно притормозили… Ну что же – будем надеяться, что на малой скорости меньше шансов для экономической аварийности?..

  • Комментарии
Загрузка комментариев...