Курсы валют: USD1 USD: 3.2954 EUR1 EUR: 3.4694 RUB100 RUB: 3.3885 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USDUSD: 0.0000 EUREUR: 0.0000 RUB100 RUB: 0.0000 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 CNY10 CNY: 0.0000 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Ставка рефинансирования: bank9.5% (28.06.2023);

Может ли белорусская мода стать бизнес-проектом?

3038
11 минут
Может ли белорусская мода стать бизнес-проектом?

На эту тему журнал «Дело» пообщался с художником-модельером Эльвирой Жвиковой и дизайнером Иваном Айплатовым.

Елена Булдык, «Дело»

Компании, занятые в производстве, продаже и обслуживании модной продукции за рубежом – это  индустрия с многомиллиардными доходами и внушительными инвестициями. По данным экспертов, мировая индустрия моды занимает 5-е место среди наиболее капиталоемких отраслей современной экономики, а население Западной Европы тратит на приобретение модных товаров порядка 40% семейных бюджетов. Экономика моды уверенно обгоняет другие отрасли, развивая существующие и создавая новые направления. Интересно и то, что модная индустрия, пожалуй, единственная отрасль, в которой цена товара не зависит от ее объективной потребительской стоимости. Ценность брэнда формируют не столько затраты на производство, сколько средства, вложенные в продвижение и пиар-компании, создающие имидж той или иной марки.

В Беларуси индустрия моды начала развиваться в начале 90-х. Тормозило ее развитие, в первую очередь, отсутствие внушительных инвестиций, которые могли окупиться только спустя неопределенное время. Однако появление на рынке такие крупных компаний, как «Элема», «Галантэя», «Калинка», «Моготекс», «Свiтанак», «Алеся», «Камволь» и др., вывело отечественное производство на качественно новый уровень. Кроме того, появляются концептуальные торговые центры, Недели мод, шоу-румы и дизайнерские студии. Но сегодня на белорусском «модном» рынке  все же преобладают товары иностранного производства (Италия, Франция, Турция, Китай). Можно ли изменить эту ситуацию и сделать продукцию белорусских модельеров успешным бизнесом? Наш разговор на эту тему – с главным художником-модельером ОАО «Центр моды» Эльвирой Жвиковой  и известным белорусским дизайнером Иваном Айплатовым

«НАМ НЕ ХВАТАЕТ АВАНТЮРИЗМА…»

«Дело»: Эльвира, когда же мода в Беларуси наконец станет индустрией?

Эльвира Жвикова: Если говорить о модной индустрии, принимая во внимание общемировые стандарты, то это целая группа товаров легкой промышленности  – одежда, аксессуары, парфюмерия, косметика и товары личного потребления (легковые автомобили, мебель и др.). Но основными отраслями, создающими модную индустрию, так называемую «экономику моды», являются текстильная и парфюмерная промышленность, модельный бизнес, сопутствующие им маркетинг и PR. Конечно, если рассматривать белорусскую индустрию моды в рамках такого широкого определения, то мы находимся только в начале пути. Тем не менее, индустрия возникла и она развивается.

Что уже есть сегодня? Прежде всего, – это хорошая школа дизайна и достаточное количество профессиональных учебных заведений, которые готовят отличных специалистов. Проводятся такие важные в мире белорусской моды мероприятия, как «Мельница моды», Неделя моды в Беларуси – (Belarus Fashion Week и MSK Fashion Week), а также показы, которые дизайнеры организовывают самостоятельно для демонстрации своих сезонных коллекций. А конкурсы для молодых дизайнеров, которых также в достатке, «разогревают» конкуренцию и тем самым двигают моду… Есть и достойные внимания товары, что выпускают белорусские промышленные предприятия, входящие в концерн «Беллегпром». Но я бы хотела подчеркнуть важность развития частных предприятий, создающих действительно стильные коллекции с учетом модных тенденций в тканях, цветах, моделях, с соблюдением сезонности и так необходимого нам широкого ассортимента. Есть в Минске и магазины дизайнерской одежды, и отдельные студии, где дизайнеры заявляют о себе как об авторах. Многие из них занимаются не только одеждой, но и бижутерией, аксессуарами, сумками и т.п., что немаловажно для развития индустрии моды. Однако в этой сладкой патоке есть и ложка дегтя, – а именно то, что молодые, талантливые, полные инициативы дизайнеры не стремятся посвящать себя работе на промышленных предприятиях. Естественно, невысокой оплатой, бедной культурной средой провинциальных городов и жесткими условиями труда вряд ли заманишь туда стоящих специалистов.

«Д»: Почему же не происходит значительного качественного прорыва? А белорусы в основном предпочитают своим маркам зарубежные?

Э.Ж.: К сожалению, это так. Одна из основополагающих отраслей – текстильная –находится в некотором отрыве от остальных. Да, были вложены значительные средства в развитие и проведена модернизация на предприятиях, но что мы видим? Уровень производства товаров для сегмента масс-маркет мало изменился. Например, большие инвестиции на модернизацию получили Оршанский льнокомбинат, тонкосуконный и камвольный комбинаты. Что касается последних, то львиную долю их работы составляют заказы ведомственных и военных организаций. Периодически их клиентами становятся частные студии, но с минимальными заказами. Оршанский льнокомбинат, пожалуй, один из самых востребованных отечественных производителей, с которым активно сотрудничают белорусские предприятия. И предприятия концерна, и частные компании, и дизайнерские студии предпочитают  работать со льном отечественного производителя. Центр Моды также выпускает широкий ассортимент одежды изо льна. Но пока большинство белорусских производителей одежды сегмента масс-маркет используют импортный текстиль, заказывая модные и качественные ткани в Западной Европе, а также в Китае и Турции.

В отличие от текстильной, швейная и трикотажная отрасли развиваются более динамично. К сожалению, мало внимания уделяется искусству продавать, ведь известно, что эффективный мерчандайзинг может увеличить продажи в разы. Я думаю, все мы обращаем внимание на то, что продавцы наших белорусских торговых домов товары не продают, а… охраняют и, судя по всему, довольно успешно.

«Д»: Цены на одежду отечественных производителей тоже могли бы быть привлекательнее…

Э.Ж.: До недавнего времени мы выигрывали за счет цены, но сегодня делать это все сложнее даже на российском рынке, который является для нас основным. В свою очередь, российские компании активно приходят на наш рынок и, тем самым, создают здоровую конкурентную среду.

 «Д»: Где и в чем лично Вы видите перспективу развития белорусской моды?

Э.Ж.:Сейчас именно тот момент, когда общий результат зависит от работы маркетологов и аналитиков рынка. Кроме определения приоритетных для нас сегментов «модного» рынка, необходимо буквально до единицы высчитывать количество продукции, которую нужно выпустить на рынок. Все, и даже мода, поддается учету и анализу, а вот уже после этого главное – свести данные воедино и сделать верные выводы. Скажу больше: белорусской моде нужно становиться привлекательной. Кризис и падение продаж не означает, что нужно осторожничать и оставаться в безопасных, но в то же время невостребованных сегментах, выпуская при этом стандартный, скучный продукт. Может, нам как раз и не хватает авантюризма, смелости в производстве и продвижении нашей продукции? Где наши взрывные пиар-компании, притягивающие взгляд витрины, отвечающая модным тенденциям цветовая палитра? Влияние авторского дизайна на масс-маркет тоже должно быть активнее. 

«В ЭТОМ БИЗНЕСЕ БЫСТРЫХ ДЕНЕГ НЕ СУЩЕСТВУЕТ»

«Дело»: Иван, а стоит ли вообще развивать индустрию моды в Беларуси?

«Д»: Инвестируют ли бизнесмены в белорусские «модные» проекты?

И.А.:В Беларуси механизм инвестирования в проекты, связанные с модой, особенно в частные предприятия, пока еще не достаточно развит. Например, в России все дизайнеры, будь то брэнд Alexander Terekhov, Alena Akhmadullina или Denis Simachёv, – это открытые успешные инвестиционные проекты. Более того, я не верю в схемы, когда инвестор предоставляет необходимую сумму и красиво уходит, в ожидании, когда проект прогремит на весь мир и начнет приносить прибыль. Компания-инвестор должна стать полноценным участником процесса, чтобы контролировать, в том числе, и финансовую часть, принимать участие в развитии брэнда и т.д. Что касается Беларуси, то серьезных инвестиционных проектов назвать не смогу, так как их нет. Но есть ряд успешных частных компаний, которые созданы для развития, в основном, собственных брэндов. Большинство из них представляют Брестский и, в меньшей степени, Минский регионы. Не так давно я принимал участие в создании белорусского брэнда Felicity. Так вот, в этом проекте у творческой команды как раз все получилось, а вот с бизнес-частью – не срослось.

«Д»: Как Вы оцениваете конкурентоспособность белорусских моделей на рынке?

И.А.: Когда индустрия не развивается, говорить о конкуренции не приходится. Индустрия – это бизнес: планирование и подготовка коллекций на 1,5-2 года вперед, организация системы продаж, программа продвижения брэнда на рынке. В Беларуси же не хватает площадок для продажи дизайнерской одежды. Многие дизайнеры продолжают работать по принципу ателье, т.е., шьют на заказ. К индустрии моды это, конечно же, не имеет никакого отношения. Если говорить о моде как о бизнесе, то наиболее успешная схема – как раз-таки отказаться от принципа ателье и перейти к созданию коллекций, чтобы продавать их в своих шоу-румах и мультибрэндовых магазинах. Кроме того существует серьезная проблема в сырьевом сегменте: на белорусском рынке очень мало компаний, которые поставляют ткани, фурнитуру и прокладочные материалы. Поставщиков действительно качественного сырья можно пересчитать по пальцам. Путем длительного селекционного отбора я выбрал сотрудничество с компанией «Фурнитоп», которая работает с проверенными европейскими производителями и является официальным представителем многих европейских компаний. Но многие белорусские дизайнеры вынуждены покупать фурнитуру и ткани в Москве.

 «Д»: Нередко дизайнеры сетуют на узость местного рынка и бедность белорусских потребителей. Может ли решить проблему выход на российский рынок?  

И.А.: Если дизайнер не в состоянии выпускать одежду большим тиражом, то это будет слишком затратно. Магазину, в первую очередь, необходимо сформировать качественное и количественное предложение для клиента. Это и разнообразие цветовой гаммы и полный размерный ряд одной и той же модели, разумеется, не в единичном экземпляре. Под силу ли это каждому дизайнеру? Конечно, нет. Тогда зачем развивать тему выхода на соседние рынки, если в рамках своего дизайнер мало чего достиг? Меня искренне забавляют вопросы, наподобие: «а почему вы не едете покорять Париж?». По-моему, очевидно, что, не создав рынок и индустрию на своем пространстве, ехать в Европу, где механизм работает идеально уже полтора века – это все равно, что конкурировать в плавании любителю с чемпионом – полная утопия. Нам полезно побывать в западной среде, набраться опыта и многому научиться, чтобы сделать достойный продукт у себя в стране.

«Д»: Допустим, возможности появились. Куда лучше отправиться? Сразу в Москву?

И.А.: В города-миллионники, где большой выбор магазинов и высокие покупательские возможности. Согласно статистике, в России в региональных крупных городах дизайнерская одежда продается не хуже, чем в центральных районах.

«Д»: Сколько нужно времени, чтобы раскрутить брэнд?

И.А.: Скорее не времени, а денег. Это две величины, напрямую зависящие друг от друга.

«Д»: И сколько же?

И.А.: Специалисты утверждают, что для старта нового брэнда нужно около $1 млн. – для создания 4 коллекций в год по 100 артикулов в каждой. Повторюсь, – это лишь первоначальные вложения, так как при условии развития брэнда появится необходимость делать дополнительные вливания.

Однако в модном бизнесе «быстрых» денег не существует, и первая прибыль появится далеко не сразу, в самом лучшем случае – после третьей-четвертой коллекций.

«Д»: Участие в белорусских Неделях моды – это уже продвижение?

И.А.: Так как индустрия моды на нашем рынке только начинает развиваться, то на сегодняшний день – это больше чем продвижение. Недели моды позволяют дизайнеру находиться в тонусе, для новой индустрии полезно создавать конкуренцию. Недели моды – это великолепная рекламно-выставочная площадка. Правда, ее возможности еще надо научиться использовать. Байеров, которые посещают показы, дизайнеры, как правило, приглашают сами. Представителей белорусских и российских магазинов, которые заинтересованы в покупке коллекций, можно перечесть по пальцам. Случаев, когда появляются некие байеры и скупают всю коллекцию, на моей памяти не происходило.

Конечно, можно долго рассуждать на тему, соответствуют ли белорусские Недели моды европейскому уровню. Но не стоит забывать и о том, что западная индустрия развивается уже более 160 лет, а на постсоветском пространстве мода появилась лишь 16 лет назад, и начиналась она с Недели моды в Москве, которую организовал Александр Достман. До этого момента существовали лишь госзаказ, худсовет и планы по реализации.

«Д»: Достаточно ли у нас площадок для демонстрации коллекций?

И.А.: Их всего три: Belarus Fashion Week, MSK Fashion Week и площадка Национальной школы красоты. Для того, чтобы профессионально организовать показ, необходимо соблюсти ряд условий: начиная с длины подиума и заканчивая залом для проведения пресс-конференций. Почему площадок так мало? Потому что отсутствует конкуренция на рынке. Почему отсутствует конкуренция? Потому что не развивается индустрия.

«Д»: В Минюсте официально зарегистрирована организация «Белорусская палата моды». Это еще один шаг к развитию индустрии?

 И.А.: Любые движения в модном мире Беларуси работают на благо всей индустрии. И в этом смысле «Белорусская палата моды» – это еще один шаг вперед. Наши Недели моды знают за рубежом – это уже результат. 

 

 

 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...