Курсы валют: USD1 USD: 2.5534 EUR1 EUR: 3.0175 RUB100 RUB: 3.3398 (Обновлено: 28.10.2020 в 09:05:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USD1 USD: 2.5534 EUR1 EUR: 3.0175 RUB100 RUB: 3.3398 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 (Обновлено: 28.10.2020 в 09:05:01)Ставка рефинансирования: bank7.75% (01.07.2020);

Инвестиции как фактор экономического прогресса Ирана и Беларуси

4004
5 минут
Инвестиции как фактор экономического прогресса Ирана и Беларуси

Особенности механизма регулирования инвестиционной деятельности и направления его развития в Беларуси и Иране.

Камали Мохаммадреза, 
генеральный директор компании: «Интербелнест», «Евронест»,
«Перс Полис инвест», доктор экономических наук (Иран)

 

В экономиках Ирана и Беларуси инвестиции играют важную роль. Они определяют экономический рост государства, занятость населения, создают экономический потенциал дальнейшего экономического развития общества. Инвестиционная деятельность обеспечивает расширенное воспроизводство, быстро ликвидирует многие диспропорции в развитии народного хозяйства. Поэтому исследования механизмов регулирования инвестиционной деятельности, используемого на практике в Республике Беларусь и Исламской Республике Иран, обобщение позитивных и негативных факторов, позволит повысить уровень инвестиционной активности в наших странах, создать базу устойчивого экономического развития, обеспечить рост доходов населения проживающего в Иране и Беларуси.

Долгосрочная динамика роста экономики в любой экономической системе во многом определяется инвестициями. Они играют ключевую роль в этом процессе, так как способствуют качественному обновлению основного капитала и технологий.

Иран и Беларусь регулируют инвестиционную деятельность с помощью механизма, который представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

При построении механизма государственного регулирования инвестиционной деятельности были использованы следующие методы

- непосредственного воздействия (налогово-бюджетное, кредитное, административное регулирование);

- гарантии по инвестициям;

- маркетинговая и иная государственная поддержка.

Кроме государственных применяются также рыночные методы регулирования инвестиционной деятельности:

- активизация рыночных преобразований и формирование конкурентоспособного частного сектора экономики;

- обеспечение возможности прибыльного вложения частного капитала в производство и его свободного перелива между отраслями экономики;

- формирование полноценных инвестиционных институтов, способных не только аккумулировать свободные финансовые ресурсы, но и эффективно управлять ими, организовывать эффективный инвестиционный процесс на конкретной территории.

Регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь осуществляется Законом «Об инвестициях», кроме того в настоящее время действуют 34 нормативно-правовых акта, регулирующих вопросы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь.

В Исламской Республике Иран инвестиционная деятельность регулируется 12 нормативно-правовыми актами, основные из них: Закон «О привлечении и поощрении иностранных инвестиций», Закон «Об организации управления свободными экономическими зонами Исламской Республики Иран» и др.

В 2013 году в Иране стали действовать новые законодательные инициативы, согласно которым зарубежные инвесторы становятся обладателями тех же прав, что и местные.

Для Беларуси и Ирана привлечение инвесторов является важной задачей. В целях создания благоприятного инвестиционного климата страны проводят различные реформы. Насколько они эффективны можно увидеть, проанализировав объём средств, поступающих в экономику этих стран от инвесторов.

За 9 месяцев 2014 года в реальный сектор Республики Беларусь (без банков) поступило 11,7 млрд. долларов валовых иностранных инвестиций, из них прямых – 8,0 млрд. долларов (68,7% от общего объёма), портфельных – 0,003 млрд. долларов, прочих – 3,6 млрд. долларов. Наибольший объём средств Республика Беларусь получает за счёт прямых инвестиций. Прямые инвестиции представляют собой категорию международных инвестиций, имеющих место, когда резидент одной страны обладает контролем или значительной степенью влияния на управление организацией, которая является резидентом в другой стране.

Преимуществом использования прямых иностранных инвестиций является то, что они способствуют притоку в принимающую страну дополнительных ресурсов, в частности, капитала, технологий, управленческого опыта, квалифицированного труда. Кроме того, прямые иностранные инвестиции стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объём производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Беларусь стимулирует приток прямых иностранных инвестиций в разных отраслях, но есть так называемые приоритетные направления, которые особенно важны для инновационного развития страны. Именно для этих направлений создаётся особенно благоприятный инвестиционной климат.

К приоритетным направлениям развития относятся: фармацевтическая промышленность, индустрия биотехнологий (геномика, клеточная инженерия, биосенсоры и др.), индустрия нанотехнологий, высокие технологии в промышленности, новые материалы (порошковые, пористые, капиллярно-пористые, поликомпонентные), информационно-коммуникационные технологии, химическое производство, производство машин и оборудования, транспортных средств, транспорт и транспортная инфраструктура, строительство, производство строительных материалов, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов.

И Беларусь, и Иран заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций. Но насколько инвесторы готовы вкладывать в каждую из стран, нами сделан анализ с помощью статистики.

Объeм инвестиций, привлеченных Ираном и Беларусью в период с 2002 по 2013 годы (долл. США)         

Год

Иностранные инвестиции

Иран

Беларусь

2002

3519380360

247100000

2003

2877481500

171800000

2004

3037299840

163800000

2005

2889191670

306600000

2006

2317538500

357100000

2007

2017791750

1807300000

2008

1979988010

2187900000

2009

2983421910

1876500000

2010

3648972410

1393400000

2011

4276718690

4002400000

2012

4661734400

1463600000

2013

3049945000

2232700000

Источник: Foreign direct investment [Electronic resource] / The World Bank.

Иран на протяжении последних 12 лет являлся более привлекательной страной для инвесторов. Основной поток денежных средств в Беларусь стал поступать только с 2007 года. Но несмотря на то, что средств больше привлекает Иран, в Беларуси наблюдается более высокий темп роста объёма привлеченных средств.

Поступления в экономику Беларуси были неравномерные. Периоды увеличения объёма инвестиций сменялись периодами резкого снижения, то есть в Беларуси этот процесс носил скачкообразный характер, в то время как в Иране объёмы инвестиций снижались и увеличивались незначительно.

Максимальное число, на которое увеличивались иностранные инвестиции в Иране, - это 1003433900 долларов США или 50,68%; в 2009  по сравнению с 2008 объём инвестиций увеличился с 1979988010 долларов США или 34,57%; объём инвестиций уменьшился с 4661734400 долларов США в 2012 году до 3049945000 долларов США в 2013 году.

В Беларуси увеличения и уменьшения объёмов инвестиций были более существенными. Так, в 2007 году по сравнению с 2006 годом изменения составили 1450200000 долларов США или 406%; 357100000 долларов США в 2006 году, а в 2007 году уже 1807300000 долларов США. После этого объём инвестиций начал снижаться. Такая ситуация длилась три года, после чего снова произошёл резкий скачок: объём инвестиций в 2011 году увеличился на 187%, но в 2012 году снова снился на 63,43%.

Беларусь и Иран инвестируют также средства в экономики других стран. Приоритетными направлениями инвестирования для Беларуси являются промышленность, торговля, транспорт. Наиболее значительные объёмы инвестиций направляются в такие страны, как Россия, Украина, Литва.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...