Курсы валют: USD1 USD: 2.5399 EUR1 EUR: 3.0029 RUB100 RUB: 3.3212 (Обновлено: 26.10.2020 в 04:03:00)Результаты торгов на фондовой бирже: USD1 USD: 2.5399 EUR1 EUR: 3.0029 RUB100 RUB: 3.3212 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 (Обновлено: 26.10.2020 в 04:03:00)Ставка рефинансирования: bank7.75% (01.07.2020);

Инвестиции как фактор экономического прогресса Ирана и Беларуси

1698
6 минут
Инвестиции как фактор экономического прогресса Ирана и Беларуси

Особенности механизма регулирования инвестиционной деятельности и направления его развития в Беларуси и Иране

Камали Мохаммадреза, 
генеральный директор компании: «Интербелнест», «Евронест»,
«Перс Полис инвест», доктор экономических наук (Иран)

 

см. 1 часть опубликованного материала

Приоритетами инвестиционной политики Ирана за рубежом являются наиболее рентабельные и чувствительные сектора экономик иностранных государств. Например, в Таджикистане Иран инвестирует средства в развитие гидроэнергетики и механизацию сельского хозяйства – строит ГЭС и создаёт совместное производство сельхозтехники. В Беларуси Иран инвестирует в нефтяную, автомобильную промышленность, гостиничный бизнес.

Объём привлечённых в Беларусь прямых иранских инвестиций за последние четыре года вырос с 83,6 млн. долларов до 241,6 млн. долларов. Несмотря на то, что в абсолютных величинах объём иранских инвестиций в белорусскую экономику с каждым годом увеличивался, темп роста носит неустойчивый характер: резкое увеличение сменяется резким снижением.

Инвестиционная сфера занимает важное место в белорусско-иранском экономическом сотрудничестве. Ряд иранских компаний занимается проработкой и реализацией инвестиционных проектов в Беларуси (строительство гостиничных, деловых и жилых комплексов). Наиболее дорогие проекты, реализуемые иранской стороной на территории Республики Беларусь:

·    многофункциональный гостинично-деловой комплекс «Магнит Минск» (общий объём инвестиций по проекту составляет 250 миллионов евро);

·    многофункциональный комплекс «Червенский» (общий объём инвестиций по проекту составляет 200 миллионов долларов США);

·    гостиничный комплекс уровня «5 звёзд» (общий объём инвестиций по проекту составляет 140 миллионов долларов США).

Среди неудавшихся белорусско-иранских проектов можно назвать следующие:

·    разработка Ветковского месторождения мела;

·    организация сборки на территории Беларуси легковых автомобилей.

В октябре 2012 года Беларусь расторгла инвестиционный договор с иранской компанией AzarabInd. по разработке Ветковского месторождения мела. Созданное в 2009 году для реализации этого проекта совместное предприятие «Бриллиант Цемент Компани» так и не приступило к работе.

В том же 2012 году на заводе «Юнисон» закончился ещё один проект по организации сборки на территории Беларуси легковых автомобилей. Его владельцы свернули сборку иранских «самандов» из-за введённых США санкций в отношении Ирана и невозможности поставок машинокомплектов в Беларусь.

Основным механизмом, определяющим взаимодействие сторон в торгово-экономической сфере, является Смешанная Белорусско-Иранская комиссия по вопросам экономического сотрудничества.

Таким образом, реформы, проводимые в области инвестиционной деятельности, дают положительные результаты. Однако не следует забывать о том, что мир не стоит на месте, экономические, политические, правовые ситуации постоянно меняются. Поэтому, чтобы страна по-прежнему оставалась привлекательной для инвестора, нужно учитывать эти обстоятельства при разработке направлений инвестиционной политики. Правительства Ирана и Беларуси должны постоянно совершенствовать механизм регулирования инвестиционной деятельности.

В совместном исследовании Doingbusinёss– 2015, которое подготовил Всемирный банк и Международная финансовая корпорация (IFC), Беларусь заняла 57-е место в рейтинге 189 стран по общему индексу лёгкости ведения бизнеса. По сравнению с прошлым годом позиции страны в исследовании не изменились, но по сравнению с 2012 годом улучшились на один пункт. Что касается Ирана, то он занимает в рейтинге только 130 место, что на две позиции выше, чем в 2013 году. Рейтинг имеет 189 позиций. Чем выше позиция страны в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса, тем благоприятнее предпринимательская среда для открытия и функционирования предприятия.

Улучшение позиций стран в данном рейтинге может свидетельствовать о том, что действия правительства в данной области, включающей в себя так же инвестиционную деятельность, которая в настоящее время является неотъемлемой частью ведения бизнеса, являются достаточно эффективными. Однако нельзя говорить о том, что сделано всё, что можно и нужно было сделать. Меняется время, меняются технологии, меняются направления инвестиционной деятельности. Чтобы успевать за этими изменениями, нужно постоянно проводить мониторинг  и своевременно совершенствовать Законодательную базу.

Среди типичных проблем, с которыми по-прежнему сталкиваются инвесторы в Иране и Беларуси, можно назвать следующие:

·      сложная система ведения бизнеса;

·      административные барьеры;

·      нестабильность законодательства.

Отсутствие чётких правил и волюнтаризм – одно из самых сложных препятствий на пути привлечения инвесторов в свою страну.

Например, Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» даёт инвесторам право вести бизнес, почти как в европейских странах – без лишнего контроля. Но есть в нём такой пункт – «Действие настоящего Декрета не распространяется на инвестиционные договоры, заключенные до вступления в силу этого Декрета», который означает, что инвестор, который пришёл на белорусский рынок после 2010 года на льготных условиях, стал прямым конкурентом тому, кто начал работать раньше. 

Следовательно, упрощение законодательной базы, сокращение нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы в одной  и той же сфере деятельности – один из способов совершенствования механизма регулирования инвестиционной деятельности.

Следующая проблема – административные барьеры. Необходимость сбора большого числа различных документов и подписей также может отпугнуть потенциального инвестора. Например, в Беларуси зарегистрировать предприятие можно за два дня, но работать это предприятие начнёт через год или вообще не начнёт. Активным действиям инвесторов также  препятствуют:

·      сложность форм отчётности;

·      доведение до предприятий всех форм собственности прогнозных показателей по темпам роста продукции;

·      ограничения по поставщикам и покупателям, по начислению зарплаты.

Эту проблему частично можно решить, внедрив принцип «одно окно» для инвесторов. Это позволит упростить, создать более доступные и понятные процедуры обращения в государственные органы за получением справок и других документов.

К экономическим проблемам, с которыми может столкнуться инвестор можно отнести следующие:

·      внушительные размеры штрафов, иногда за незначительные нарушения;

·      большая налоговая нагрузка;

·      волюнтаризм при ценообразовании.

Ориентация налогово-бюджетной политики на цели развития предполагает снижение налоговой нагрузки на все виды инвестиционной деятельности и выделение бюджетных средств на поддержку критически значимых для становления нового технологического уклада государственных расходов.

Каждый инвестор заинтересован в получении прибыли. В этом случае важным фактором становится окупаемость, причём в иностранной валюте. Поэтому при распределении ролей государственных инвестиций и частных инвестиций, частник (особенно иностранный) не будет участвовать в низкорентабельных проектах – он просто найдёт более выгодные проекты в других странах. Поэтому государство само должно взять на себя низкорентабельные и инфраструктурные проекты, оставив частникам более высокорентабельные направления.

Таким образом, один из путей совершенствования механизма регулирования инвестиционной деятельности в Беларуси – начала диверсификация рынков, для чего нужно использовать государственные ресурсы, а затем привлечение частных инвестиций. Для этого нужно принять соответствующие законы (не столько дающие льготы, сколько обеспечивающие вменяемость и прогнозируемость), нормализующие ситуацию в экономике Беларуси. Так как нестабильность денежно-кредитной политики делает практически невозможным долгосрочные инвестиции в белорусскую экономику в рублях.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...