Курсы валют: USD1 USD: 2.6042 EUR1 EUR: 3.0359 RUB100 RUB: 3.3779 (Обновлено: 25.09.2020 в 15:26:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USD1 USD: 2.5992 EUR1 EUR: 3.0318 RUB100 RUB: 3.3813 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 (Обновлено: 25.09.2020 в 15:26:01)Ставка рефинансирования: bank7.75% (01.07.2020);

Интеграция в рамках ЕЭП и ТС пока не принесла дивидендов многим белорусским перевозчикам

1746
2 минуты
Интеграция в рамках ЕЭП и ТС пока не принесла дивидендов многим белорусским перевозчикам

2011 год оказался успешным для белорусских перевозчиков. По данным БАМАП, экспорт услуг грузовых автотранспортных предприятий страны составил $872 млн., что на 41% больше, чем в 2010-м. А за 6 месяцев 2012-го этот показатель составил $453 млн., продемонстрировав рост на 11,6% к аналогичному периоду 2011-го. Хотя в начале года многие участники рынка предсказывали падение доходности и объемов фрахта. Можно констатировать, что, по крайней мере, пока этого не произошло. Более того, автомобильный транспорт вышел на второе место в стране по объему положительного внешнеторгового сальдо после трубопроводов с нефтью и газом. Правда, обязаны этим белорусские перевозчики не столько благоприятной экономической конъюнктуре, сколько… проблемам, которые возникли у основных конкурентов на российском направлении – поляков.

Россия обратила внимание на нарушения взаимных договоренностей со стороны польских перевозчиков, и резко ужесточила контроль за польскими «фурами». Спорных вопросов было много, но главным камнем преткновения являлся торг относительно количества разрешений на перевозку товаров из третьих стран польскими компаниями в Россию и, соответственно, количество транзитных разрешений, выдаваемых Польшей российским перевозчикам. Поводом же послужила старая схема, которой с переменным успехом пользуются поляки и литовцы: имея на руках разрешение на перевозку в Россию, скажем, только польского товара, они на самом деле ввозили товары из третьих стран, которые перед этим переваливались недалеко от границы в логистических центрах и становились «как бы польскими».

Огромные штрафы, введенные россиянами (€10-12 тыс. с «фуры»), заставили польских перевозчиков несколько свернуть свой бизнес в России, что дало возможность отечественным компаниям заполнить эту нишу.В результате объем фрахта в Беларуси не только не упал, а даже вырос. Правда, в августе Россия и Польша, наконец, договорились, и теперь конкуренция со стороны польских компаний наверняка возрастет…

На рынке складывается еще одна интересная картина. Создание Таможенного союза и ЕЭП стимулирует рост грузоперевозок: в 2011 году в Казахстане он составил 123% к предыдущему году, в России и Беларуси – 104,9%. Но воспользоваться плодами этого роста в полной мере белорусские транспортники не могут. И Россия, и Казахстан по-прежнему тормозят процесс отмены разрешительной системы в рамках ЕЭП, хотя сами не в состоянии обслужить растущий грузопоток. Так, в России, где доля рынка белорусских перевозчиков за последние 10 лет упала с 50% до 10-12%, от 20 до 40% грузов перевозится европейскими транспортниками! В свою очередь Казахстан, через который идет основной транзит из Китая, также не заинтересован в разрешении перевалки грузов на белорусские машины на своей территории. И выходит, что широко рекламируемая интеграция не принесла транспортникам ровно никаких дивидендов.

Подробнее об этом читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – «Транспорт и логистика». А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как распознать угрозу возможной девальвации белорусского рубля.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...