Курсы валют: USD1 USD: 2.4399 EUR1 EUR: 2.7547 RUB100 RUB: 3.4301 (Обновлено: 09.07.2020 в 19:45:00)Результаты торгов на фондовой бирже: USD1 USD: 2.4332 EUR1 EUR: 2.7541 RUB100 RUB: 3.4319 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 (Обновлено: 09.07.2020 в 19:45:00)Ставка рефинансирования: bank7.75% (01.07.2020);

Имидж не все – цена важнее

735
4 минуты
Имидж не все – цена важнее

По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) в 2013 году объем продаж новых автомобилей в Республике Беларусь превысил 28 тыс. единиц. В общей сложности продажи легковых и коммерческих автомобилей по сравнению с 2012 годом выросли почти на 40 %.

Сергей Янченко, cпециально для «Дела»

В 2013 году произошло перераспределение рынка новых автомобилей. Продажи российских авто в легковом и коммерческом сегментах составили 5 628 единиц и снизились на 7 %. Доля импортных автомобилей при этом составила 23 182 единицы и выросла на 59 %. Рынок новых легковых автомобилей расширился за год на 33 % (с 15 986 до 23 991), а новых коммерческих – на 3,3 % (с 4 662 до 4 816).

Основными причинами такого роста в 2013 году стали: снижение ставки рефинансирования (с 30 до 23,5 %), увеличение покупательской способности населения, девальвация российского рубля (это позволило многим импортерам снизить цены на автомобили, поставляемые из России), увеличение количества бюджетных моделей из России до 30 % от общего числа новых легковых атвомобилей, а также ужесточение конкуренции на рынке новых автомобилей. Основная «борьба» развернулась в сегменте бюджетных автомобилей. Увеличение предлагаемых моделей в различных классах вынудило дилеров конкурировать не только на уровне имиджа, но и на уровне цены.

«Причем снижение цены происходит за счет дилерской маржи, что делает автомобильный бизнес не таким прибыльным, как это было три-пять лет назад, и выводит его в разряд хобби»,– говорит председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.

Таблица 1. Продажи новых автомобилей в Беларуси, 2008-2013 гг.

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Легковые, кол-во

25 196

16 207

9 177

13 436

15 986

23 991

Коммерческие, кол-во

5 472

3 250

3 722

2 839

4 662

4 816

Всего, кол-во

30 668

19 457

12 899

16 275

20 648

28 810

Динамика, %

+22,94

-36,56

-33,71

+26,17

+26,87

+39,53

Источник: Белорусская автомобильная ассоциация

Возглавляет общий рейтинг продаж новых автомобилей по итогам года марка Volkswagen, которая вернула себе место лидера, временно покинутое в 2012 году. Ее рыночная доля составила 13,58 %. Данный успех во многом обусловлен наличием у всех восьми белорусских дилеров Volkswagenмодели Poloс кузовом седан, поставляемой с российского завода Volkswagen.За год было продано 2 029 Poloв различных модификациях, что вывело модель на лидирующую позицию 2013 года среди легковых автомобилей. За счет падения доли продаж с 14,3 % до 9,4 % у российской Ladaна вторую позицию переместился Renault. Таким образом, за французской маркой –12,42% белорусского рынка. Дилеры Renaultбудут и далее удерживать близкую к лидирующей позицию за счет моделей Logan, Sanderoи Duster.

Volkswagenпока остается на первом месте благодаря хорошему коммерческому ряду. Примечателен вылет из десятки марки Ford(снижение доли на рынке до 2,74 %), а также попадание в нее Hyundai (4,05 %), которая обошла Peugeot и Toyota.

Таблица 2. ТОП-10 брэндов белорусского рынка новых автомобилей в 2013 году

 

Марка

Кол-во

Доля рынка, %

1

Volkswagen

3 913

13,58

2

Renault

3 577

12,42

3

Lada

2 709

9,40

4

Kia

2 407

8,35

5

Skoda

1 931

6,70

6

ГАЗ

1 572

5,46

7

УАЗ

1 299

4,51

8

Hyundai

1 167

4,05

9

Toyota

1 035

3,59

10

Peugeot

900

3,12

Источник: Белорусская автомобильная ассоциация

Сегмент легковых автомобилей

К первому месту в сегменте легковых автомобилей планомерно подбирались дилеры Renault, повысив свою долю на рынке с 9,1 % в 2011 году до 13,78 % в 2013-м. Volkswagen в в этом сегменте расположился на второй позиции с общим количеством легковых автомобилей 2 925 единиц. В хорошей связке не первый год идут Kiaи Skoda. Южнокорейский брэнд усилил свои позиции за счет открытия новых современных автоцентров и богатого модельного ряда с 5-летней гарантией. Официальный дилер Skodaв прошлом году открыл новый автосалон и СТО, а также вывел на белорусский рынок удачную модель SkodaRapid.

В легковом сегменте Hyundai переместился с позапрошлогоднего 12-го места сразу на 6-е. Среди значителеных перемещений в рейтинге потеря Audiдоли рынка с 5,3 %до 3,2 % и возвращение в десятку Nissan. Лучший показатель для брэнда в прошлом году модель Juke,замкнувшая двадцатку самых продаваемых моделей. В 2013 году наиболее динамичными оказались классы С (+121,3 %) и SUV(+76,3 %).B-класс сбавил темпы, показав в 2013 году рост на 21,14 %, в сравнении с 60,52 % за 2012-й и 128,08% за 2011 год.

Таблица 3. ТОП-10 сегмента легковых автомобилей на белорусском рынке в 2013 году

 

Марка

Кол-во

Доля рынка, %

1

Renault

3 305

13,78

2

Volkswagen

2 925

12,19

3

Lada

2 709

11,29

4

Kia

2 407

10,03

5

Skoda

1 931

8,05

6

Hyundai

1 164

4,85

7

Toyota

1 034

4,31

8

Nissan

888

3,70

9

Audi

767

3,20

10

Daewoo

686

2,86

Источник: Белорусская автомобильная ассоциация

Сегмент коммерческих автомобилей

Статус-кво большой белорусской четверки сохранился и в 2013 году. Несмотря на падение продаж как в количественном, так и в процентном отношении, ГАЗ сохранил за собой первую позицию среди коммерческих автомобилей благодаря модели «Газель». Volkswagen, УАЗи Peugeotкрепко удерживают первые позиции рейтинга. Дилер Fordсмог навязать борьбу лидерам в коммерческом секторе, увеличив долю рынка с 5,4 % до 7,06 %, но вместе с тем пока остался на пятой позиции. Более чем в два раза в 2013-м просел Citroёn, а Renaultза два года увеличил долю с 3,2 % до 5,64 %.

Также стоит отметить возвращение в десяткупосле двухгодичного отсутствия марки Iveco, которая сразу отвоевала 3,15 % рынка коммерческой техники.

Таблица 4. ТОП-10 сегмента коммерческих автомобилей на белорусском рынке в 2013 году

 

Марка

Кол-во

Доля рынка, %

1

ГАЗ

1 572

32,62

2

Volkswagen

988

20,50

3

УАЗ

717

14,88

4

Peugeot

363

7,53

5

Ford

340

7,06

6

Renault

272

5,64

7

Fiat

186

3,86

8

Iveco

152

3,15

9

Citroёn

98

2,03

10

Mercedes-Benz

85

1,76

Источник: Белорусская автомобильная ассоциация

В качестве резюме

По мнению экспертов «Дела», в 2014 году белорусский рынок новых автомобилей продолжит расти. Умеренные темпы роста прогнозируются как в легковом, так и коммерческом сегменте. Сохранится спрос на бюджетные автомобили, но динамика его роста замедлится, так как этот класс почти достиг точки насыщения. По мнению экспертов, введение с 1 марта механизма уплаты утилизационного сбора существенным образом не отразится на продажах официальными дилерами новых автомобилей.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...