
По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) в 2013 году объем продаж новых автомобилей в Республике Беларусь превысил 28 тыс. единиц. В общей сложности продажи легковых и коммерческих автомобилей по сравнению с 2012 годом выросли почти на 40 %.
Сергей Янченко, cпециально для «Дела»
В 2013 году произошло перераспределение рынка новых автомобилей. Продажи российских авто в легковом и коммерческом сегментах составили 5 628 единиц и снизились на 7 %. Доля импортных автомобилей при этом составила 23 182 единицы и выросла на 59 %. Рынок новых легковых автомобилей расширился за год на 33 % (с 15 986 до 23 991), а новых коммерческих – на 3,3 % (с 4 662 до 4 816).
Основными причинами такого роста в 2013 году стали: снижение ставки рефинансирования (с 30 до 23,5 %), увеличение покупательской способности населения, девальвация российского рубля (это позволило многим импортерам снизить цены на автомобили, поставляемые из России), увеличение количества бюджетных моделей из России до 30 % от общего числа новых легковых атвомобилей, а также ужесточение конкуренции на рынке новых автомобилей. Основная «борьба» развернулась в сегменте бюджетных автомобилей. Увеличение предлагаемых моделей в различных классах вынудило дилеров конкурировать не только на уровне имиджа, но и на уровне цены.
«Причем снижение цены происходит за счет дилерской маржи, что делает автомобильный бизнес не таким прибыльным, как это было три-пять лет назад, и выводит его в разряд хобби»,– говорит председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.
Таблица 1. Продажи новых автомобилей в Беларуси, 2008-2013 гг.
Год | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Легковые, кол-во | 25 196 | 16 207 | 9 177 | 13 436 | 15 986 | 23 991 |
Коммерческие, кол-во | 5 472 | 3 250 | 3 722 | 2 839 | 4 662 | 4 816 |
Всего, кол-во | 30 668 | 19 457 | 12 899 | 16 275 | 20 648 | 28 810 |
Динамика, % | +22,94 | -36,56 | -33,71 | +26,17 | +26,87 | +39,53 |
Источник: Белорусская автомобильная ассоциация
Возглавляет общий рейтинг продаж новых автомобилей по итогам года марка Volkswagen, которая вернула себе место лидера, временно покинутое в 2012 году. Ее рыночная доля составила 13,58 %. Данный успех во многом обусловлен наличием у всех восьми белорусских дилеров Volkswagenмодели Poloс кузовом седан, поставляемой с российского завода Volkswagen.За год было продано 2 029 Poloв различных модификациях, что вывело модель на лидирующую позицию 2013 года среди легковых автомобилей. За счет падения доли продаж с 14,3 % до 9,4 % у российской Ladaна вторую позицию переместился Renault. Таким образом, за французской маркой –12,42% белорусского рынка. Дилеры Renaultбудут и далее удерживать близкую к лидирующей позицию за счет моделей Logan, Sanderoи Duster.
Volkswagenпока остается на первом месте благодаря хорошему коммерческому ряду. Примечателен вылет из десятки марки Ford(снижение доли на рынке до 2,74 %), а также попадание в нее Hyundai (4,05 %), которая обошла Peugeot и Toyota.
Таблица 2. ТОП-10 брэндов белорусского рынка новых автомобилей в 2013 году
| Марка | Кол-во | Доля рынка, % |
1 | Volkswagen | 3 913 | 13,58 |
2 | Renault | 3 577 | 12,42 |
3 | Lada | 2 709 | 9,40 |
4 | Kia | 2 407 | 8,35 |
5 | Skoda | 1 931 | 6,70 |
6 | ГАЗ | 1 572 | 5,46 |
7 | УАЗ | 1 299 | 4,51 |
8 | Hyundai | 1 167 | 4,05 |
9 | Toyota | 1 035 | 3,59 |
10 | Peugeot | 900 | 3,12 |
Источник: Белорусская автомобильная ассоциация
Сегмент легковых автомобилей
К первому месту в сегменте легковых автомобилей планомерно подбирались дилеры Renault, повысив свою долю на рынке с 9,1 % в 2011 году до 13,78 % в 2013-м. Volkswagen в в этом сегменте расположился на второй позиции с общим количеством легковых автомобилей 2 925 единиц. В хорошей связке не первый год идут Kiaи Skoda. Южнокорейский брэнд усилил свои позиции за счет открытия новых современных автоцентров и богатого модельного ряда с 5-летней гарантией. Официальный дилер Skodaв прошлом году открыл новый автосалон и СТО, а также вывел на белорусский рынок удачную модель SkodaRapid.
В легковом сегменте Hyundai переместился с позапрошлогоднего 12-го места сразу на 6-е. Среди значителеных перемещений в рейтинге – потеря Audiдоли рынка с 5,3 %до 3,2 % и возвращение в десятку Nissan. Лучший показатель для брэнда в прошлом году –модель Juke,замкнувшая двадцатку самых продаваемых моделей. В 2013 году наиболее динамичными оказались классы С (+121,3 %) и SUV(+76,3 %).B-класс сбавил темпы, показав в 2013 году рост на 21,14 %, в сравнении с 60,52 % за 2012-й и 128,08% за 2011 год.
Таблица 3. ТОП-10 сегмента легковых автомобилей на белорусском рынке в 2013 году
| Марка | Кол-во | Доля рынка, % |
1 | Renault | 3 305 | 13,78 |
2 | Volkswagen | 2 925 | 12,19 |
3 | Lada | 2 709 | 11,29 |
4 | Kia | 2 407 | 10,03 |
5 | Skoda | 1 931 | 8,05 |
6 | Hyundai | 1 164 | 4,85 |
7 | Toyota | 1 034 | 4,31 |
8 | Nissan | 888 | 3,70 |
9 | Audi | 767 | 3,20 |
10 | Daewoo | 686 | 2,86 |
Источник: Белорусская автомобильная ассоциация
Сегмент коммерческих автомобилей
Статус-кво большой белорусской четверки сохранился и в 2013 году. Несмотря на падение продаж как в количественном, так и в процентном отношении, ГАЗ сохранил за собой первую позицию среди коммерческих автомобилей благодаря модели «Газель». Volkswagen, УАЗи Peugeotкрепко удерживают первые позиции рейтинга. Дилер Fordсмог навязать борьбу лидерам в коммерческом секторе, увеличив долю рынка с 5,4 % до 7,06 %, но вместе с тем пока остался на пятой позиции. Более чем в два раза в 2013-м просел Citroёn, а Renaultза два года увеличил долю с 3,2 % до 5,64 %.
Также стоит отметить возвращение в десяткупосле двухгодичного отсутствия марки Iveco, которая сразу отвоевала 3,15 % рынка коммерческой техники.
Таблица 4. ТОП-10 сегмента коммерческих автомобилей на белорусском рынке в 2013 году
| Марка | Кол-во | Доля рынка, % |
1 | ГАЗ | 1 572 | 32,62 |
2 | Volkswagen | 988 | 20,50 |
3 | УАЗ | 717 | 14,88 |
4 | Peugeot | 363 | 7,53 |
5 | Ford | 340 | 7,06 |
6 | Renault | 272 | 5,64 |
7 | Fiat | 186 | 3,86 |
8 | Iveco | 152 | 3,15 |
9 | Citroёn | 98 | 2,03 |
10 | Mercedes-Benz | 85 | 1,76 |
Источник: Белорусская автомобильная ассоциация
В качестве резюме
По мнению экспертов «Дела», в 2014 году белорусский рынок новых автомобилей продолжит расти. Умеренные темпы роста прогнозируются как в легковом, так и коммерческом сегменте. Сохранится спрос на бюджетные автомобили, но динамика его роста замедлится, так как этот класс почти достиг точки насыщения. По мнению экспертов, введение с 1 марта механизма уплаты утилизационного сбора существенным образом не отразится на продажах официальными дилерами новых автомобилей.