Курсы валют: USD1 USD: 3.2954 EUR1 EUR: 3.4694 RUB100 RUB: 3.3885 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USDUSD: 0.0000 EUREUR: 0.0000 RUB100 RUB: 0.0000 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 CNY10 CNY: 0.0000 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Ставка рефинансирования: bank9.5% (28.06.2023);

Холдинг: что там, за новой вывеской?!

3594
9 минут
Холдинг: что там, за новой вывеской?!

Инициаторы создания холдингов в Беларуси рассчитывали на их бурное развитие за счет ряда экономических преимуществ

Татьяна Маненок,

специально для «Дела»

На заре появления холдингов, главными их преимуществами энтузиасты-создатели видели, во-первых, возможность капитализации прибыли и активов, что позволяет оптимизировать бизнес, привлекать инвестиции и расширять рынки сбыта, а во-вторых, снижение налоговой нагрузки, так как внутри классического холдинга движение товаров не должно облагаться налогами.

В авангарде создания новых структур в Беларуси всегда находилось Министерство промышленности. Оно еще на начальном этапе разгосударствления подведомственных предприятий разработало строгую концепцию реорганизации отрасли, в соответствии с которой дочерние предприятия в производственных объединениях (ПО) Минпрома предполагалось акционировать совместно с материнской компанией в одно ОАО, а на их основе в перспективе создавать холдинги.

Таким образом, бывшие головные предприятия объединений должны были стать управляющими компаниями, в уставный фонд которых государство собиралось внести пакеты акций предприятий, входящих в ПО, в размере 75% минус одна акция, а блокирующие пакеты предполагалось сохранить за «дочками». В Минпроме изначально были убеждены, что, к примеру, МАЗ нельзя рассматривать отдельно от предприятий, входящих в объединение «БелавтоМАЗ», поскольку они на 80-90% работают на конвейер МАЗа. Так что, иной дороги, кроме как вступить в холдинг, у работающих в одной производственной цепочке предприятий изначально не было.

«Задача Министерства промышленности – сохранить производственный потенциал и привлечь инвестиции»,– поясняли в то время свои подходы по реорганизации отрасли чиновники Минпрома.

В авангарде

В мае этого года на пленарном заседании Белорусского промышленного форума первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко рассказал, зачем Беларуси нужны холдинги. Правительственный куратор белорусской промышленности актуализировал эту тему на примере Минпрома, который является лидером по количеству создаваемых холдингов.

За последние 2 года в Минпроме создано 12 холдинговых структур. Они объединяют 138 организаций. Всего же в системе Министерства промышленности планируется создать 16 холдингов. В скором времени холдинги появятся на базе ОАО «Минский тракторный завод», ОАО «Гомсельмаш», ОАО «Могилевлифтмаш» и ОАО «Минский электротехнический завод им. В.И.Козлова».

В. Семашко пояснил, чем продиктована кампания по холдингизации промышленности. По его словам, процесс разгосударствления предприятий Минпрма продолжается, и теперь в подчинении Минпрома уже находятся не только государственные, но и частные предприятия.

«Мы пошли на создание холдингов, чтобы разгрузить аппарат министерств от несвойственных функций и перейти от отраслевого принципа управления к функциональному – через владение акциями»,– отметил первый вице-премьер.

 

Заместитель министра промышленности Беларуси Павел Утюпин в своем выступлении постарался доказать, что такая политика уже приносит свои плоды.

«Сегодня существуют разные мнения относительно концепции развития промышленности. Но та стратегия, которая реализуется в Беларуси, – верная, поскольку она позволяет промышленным предприятиям конкурировать на внешних рынках», – подчеркнул он.

В пользу создания холдингов в отечественной промышленности замминистра  привел несколько аргументов. Холдинги позволяют полнее использовать научный и технический потенциал, ускорить создание инновационной продукции, внедрить единую товаропроводящую сеть и продавать продукцию под единым брэндом, а также снизить стоимость оптовых закупок за счет централизации процесса. Еще один из важнейших плюсов – реализация проектов по модернизации предприятий.

Чтобы не быть голословным, П. Утюпин привел в пример ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК», которое планирует в этом году завершить проект по созданию производства сортового проката стоимостью €339,2 млн.

В холдинг «Белорусская металлургическая компания» входят ОАО «Речицкий метизный завод», ОАО «Могилевский металлургический завод», ОАО «Полесьеэлектромаш», ОАО «Слуцкий завод «Эмальпосуда», ОАО «Жлобинский карьер формовочных материалов» и ОАО «Кобринский инструментальный завод «СИТОМО».

Инвестпроект реализуется за счет собственных средств холдинга, а также кредитных ресурсов Евразийского банка развития и Беларусбанка под гарантию правительства Беларуси. Реализация проекта позволит уйти от торговли литой заготовкой и организовать производство с более высокой добавленной стоимостью, обеспечить катанкой метизные производства ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК» и ОАО «Речицкий метизный завод», а также снизить себестоимость кордовой катанки.

«Внутрихолдинговая кооперация позволяет диверсифицировать продукцию, расширить гамму производимой продукции и находить перспективные ниши на рынках», – подчеркнул П. Утюпин.

Примером может служить Могилевский металлургический завод, который входит в холдинг «БМК», и реализует проект по организации производства черновой оси для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм стоимостью €30,6 млн. На реализацию проекта удалось привлечь собственные деньги предприятия в сумме €3,3 млн., ресурсы иностранной кредитной линии в объеме €16,6 млн., кредиты белорусских банков – €8,2 млн., а также заем ОАО «БМЗ» в объеме €2,5 млн.

Реально не заработали

Однако оптимизм профильных чиновников относительно результатов работы отечественных холдингов разделяют далеко не все.

Более того, как заметил премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович 20 мая в ходе заседания правительства, кампания по созданию холдингов себя не оправдала. «Результаты прошлого года и четырех месяцев текущего свидетельствуют о том, что традиционная модель развития промышленного комплекса исчерпала себя», – вынужден был признать премьер-министр.

Он подчеркнул, что Минпром стремительно теряет позиции: его доля в общем объеме промышленного производства снижается. За три пятилетки она сократилась на 5,5 процентных пунктов – с 20,3% до 14,8%, за 4 месяца 2014 года упала еще на 2 процентных пункта – до 12,8%. Удельный вес предприятий Минпрома в общем объеме промпроизводства страны сравнялся с долей промышленных предприятий системы Минсельхозпрода.

«Холдинги, на которые делали ставку, реально пока еще не заработали»,– отметил М. Мясникович. Причиной тому, как было сказано, является неправильный подход к их созданию – зачастую речь идет лишь о механическом объединении нескольких предприятий.

М. Мясникович обратился к Администрации Президента с просьбой посодействовать принятию Указа, который позволит улучшить работу холдингов, в том числе путем налоговых изменений.

Половинчатые меры

Следует отметить, что единые подходы к налогообложению холдингов сегодня на законодательном уровне не предусмотрены. Пока некоторые холдинги получают налоговые льготы лишь в индивидуальном порядке.

Но, возможно, с 1 января 2015 года во всех холдингах заработает принцип консолидированного плательщика – один из самых привлекательных для холдингов, предусматривающий освобождение внутренних оборотов от налогов. Правда, похоже, в урезанном виде.

Недавно правительство внесло на рассмотрение Президенту проект Указа, который позволит частично оптимизировать работу холдингов в Беларуси.

В числе основных новшеств – расширение целей использования средств централизованного фонда, формируемого управляющей компанией холдинга. Если Указ будет принят, то управляющая компания сможет направлять средства фонда на предоставление займов дочерним компаниям и осуществление централизованных закупок основных средств.

Кроме того, правительство предлагает исключить ряд ограничений для освобождения безвозмездной передачи имущества в рамках холдинга от налога на прибыль, в том числе связанных с наличием доли управляющей компании холдинга в уставном фонде дочерней организации в размере более 50%. Предлагается также позволить применять данную льготу участникам, использующим иные льготы по налогу на прибыль или особые режимы налогообложения.

Проектом Указа предложено освободить участников холдинга от уплаты единого налога для производителей сельхозпродукции при безвозмездной передаче имущества, а также от НДС при безвозмездной передаче основных средств, машин и оборудования внутри холдинга (в дальнейшем обещается расширить список активов).

В перспективе планируется расширить перечень материальных ресурсов, обороты по которым внутри холдинга будут освобождаться от НДС (в первую очередь, сырье). Кроме того, со временем планируется введение механизма консолидированной уплаты холдингами налога на прибыль.

Непонятно, почему эти разумные меры нельзя было предусмотреть несколько лет назад, еще на этапе создания холдингов. Также непонятно, почему правительство снова собирается отложить введение механизма консолидированной уплаты холдингами налога на прибыль.

Зато холдингам предлагается самим определять, составлять ли им консолидированную бухгалтерскую отчетность, поскольку она не всегда востребована, но является достаточно трудоемкой.

Между тем, как отмечают эксперты, во всем мире группы, связанные общим контролем, определяют свои совокупные финансовые результаты по правилам консолидации. Практически все крупные  корпорации составляют такую отчетность для предъявления собственникам, а также внешним и внутренним инвесторам. Составление консолидированной отчетности – обязательный элемент корпоративного управления, так как на ее основании принимаются основные управленческие и инвестиционные решения, а также проводится размещение ценных бумаг на мировых фондовых биржах.

И это абсолютно логично: ведь собственникам и инвесторам важно знать, насколько эффективно работают такие структуры.

Но то в рыночной экономике, где холдинги создаются собственниками и инвесторами для оптимизации производства, сокращения издержек и завоевания новых рынков. А так как белорусские холдинги в большинстве своем создаются по указке сверху, не стоит удивляться тому, что теперь они просят избавить их от составления обязательной консолидированной отчетности.

Без прорыва

Тем не менее, странно, что правительству нет никакого дела до своего детища – игнорируя консолидированную отчетность, оно даже не стремится узнать, насколько на самом деле эффективны отечественные холдинги, есть ли в них слабые «звенья».

Между тем, по данным Минэкономики, на середину 2012 года (более свежие данные министерство еще не озвучило), в Беларуси было создано 45 холдингов, в том числе 22 холдинга были созданы при участии государства, которые на то время объединяли 297 организаций.

Два года назад белорусский холдинг объединял в среднем 7 участников, насчитывал 4.090 человек и имел выручку в Br885 млрд. Самые большие по количеству участников холдинги насчитывали 19 юрлиц, а «малыши» состояли всего лишь из 2 участников. Правда, эти цифры не включали статданные по микроорганизациям, предприятиям без ведомственной подчиненности, холдингу «ОйлФуд», управляющей компанией которого является нерезидент Беларуси, а также недавно созданным холдингам «Белстанкоинструмент» и «Белорусская металлургическая компания».

Экономический вес холдингов Минэкономики в то время определило следующим образом: это 3,3% заработка экономики, 4,4% выручки, 6,3% объемов промпроизводства, 0,7% от общего объема экспорта.

Но дело даже не в этих весьма скромных показателях, которые, надо полагать, за последние пару лет с учетом создания новых холдингов стали более внушительными.

Проблема в том, что холдинги в Беларуси создавались не бизнесом и инвесторами, а госорганами, которые решали, какие предприятия включать или не включать в холдинг. Получилось, что в рамках проводимой госполитики по разгосударствлению крупных промышленных предприятий произошла всего лишь смена вывесок: прежние производственные объединения в большинстве своем стали именоваться «холдингами», такое же название получило и объединение предприятий по принципу производственной кооперации.

При таком подходе новая форма объединения предприятий принципиально не поменяла сути управленческой политики промышленными предприятиями, которая себя уже исчерпала. Поэтому не удивительно, что белорусские холдинги не обеспечили «прорыва» для отечественной экономики и не оправдали надежд белорусского премьера.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...