
Белорусский рынок еще долгое время будет предоставлять предприятиям МСБ привлекательные перспективы. Ведь многие крупные иностранные игроки по различным соображениям не спешат приходить в нашу страну.
Кристина Рыбик, «Дело»
Согласно планам госорганов, доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП страны к 2015 году должна достичь 30%. При этом сегодняшний показатель колеблется в пределах 23%. Эксперты «Дела» высказывают различные мнения по поводу сроков реализации этих планов, но сходятся в одном, что наша страна – «непаханое поле» для частной инициативы.
Вход на рынок сужается
Примеры стран Западной Европы, да и нашей соседки Польши уже давно убедили белорусских чиновников в том, что не стоит недооценивать потенциал малого и среднего бизнеса в формировании экономики страны. Так, в Германии более 99,7% всех компаний – это МСБ, которые дают 37% от общего оборота всех предприятий. В реальном выражении в 2012 году эта сумма приблизилась к €2 трлн. Конечно, для Беларуси эти цифры нереальные, зато показательные.
Тем временем заместитель директора департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц приводит данные, что в 2005 году доля МСБ в ВВП Беларуси составляла 16%, сегодня этот показатель близок к 23%. По его мнению, это положительная тенденция говорит о потенциале развития малых и средних форм предпринимательства в Беларуси.
Иллюстрация: Юлия Прохорова
Однако не стоит забывать, что бизнес растет параллельно с экономикой. И если, с технической точки зрения, вход на рынок для новых предприятий становится проще, что связано с госинициативой по повышению положения нашей страны в рейтинге DoingBusiness, то, с финансовой точки зрения, происходит «удорожание» попадания на рынок. Эта тенденция, например, очевидна в ритейле, куда в последние годы стремительно приходят крупные сетевые игроки. Если еще пять лет назад доля рынка для МСБ в общем товарообороте составляла от 35 до 40%, то сейчас она сократилась до 10-15%. Меньше шансов остается для МСБ и в сфере строительства жилой недвижимости. Теперь земля выдается не по заявительному принципу, как было раньше, а на конкурсной основе. Где один из критериев – наличие существенной «подушки безопасности» в долларовом эквиваленте. Требуемая сумма в $500 тыс. может оказаться непосильной для небольших застройщиков.
«Местный бизнес постоянно растет, за последние пять лет частные белорусские компании выросли в разы, – отмечает Роман Осипов, директор департамента инвестиций ИК «Юнитер». – Грубо говоря, если раньше оборот компании составлял $1 млн., то сейчас – $5 млн. С одной стороны, это происходит за счет общего роста рынка, с другой, в результате замещения устаревших бизнес-подходов новыми. Поэтому «старые» игроки, которые не приспособились к действительности, с рынка уходят. Вход для новых компаний становится сложнее еще потому, что многие ниши практически в любом сегменте уже заняты выросшими частными компаниями. Например, еще три года назад не было интернет-магазина «21 vek», который на сегодня является одним из лидеров в своей сфере. Малому и среднему бизнесу надо более четко подходить к планировке своих стратегий, прикладывать для этого больше интеллектуальных усилий, потому как конкуренция с каждым годом усиливается. Надо понимать, что в малый и средний бизнес приходят не с улицы. Например, компания занималась оптовой торговлей дверями, а потом создала еще одну фирму, которая уже занимается розницей. Это основной механизм развития МСБ. Людям «с улицы» сюда прийти сложно».
Как быть в тренде
Теоретически МСБ может развиваться в трех основных рыночных сегментах – в производстве, торговле и сфере услуг. При этом, по мнению экспертов «Дела», производство будет только мелкосерийным, где на первом месте стоит скорость, а не цена. Торговля должна быть «близкой» к клиенту, долгосрочной перспективы в оптовых продажах нет, так как рано или поздно дистрибуцию заменят логистические услуги. Наиболее оптимальна для МСБ сфера услуг, однако такой бизнес достаточно сложно масштабировать. Но самое важное – найти свою нишу.
«На белорусском рынке еще много ниш, которые более открыты для входа, нежели у наших соседей, – отмечает Игнат Бобрович, менеджер по Беларуси международной консалтинговой компании Civitta. – Бизнес в Беларуси отстает от прибалтийского на 5-6 лет – это мы видим на примере наших проектов. Предприятиям МСБ необходимо перенимать лучший опыт у наших соседей и искать свои ниши. Рынок Беларуси еще долгое время будет интересен тем, что здесь есть вообще незанятые ниши, потому как многие крупные зарубежные игроки просто не приходят в нашу страну по различным соображениям».
Вот пример. Идею для своего бизнеса основатель первого в Беларуси портала по продаже подарков-впечатлений GiftCard Евгений Глыздов подсмотрел за рубежом. На Западе уже в 2006 году в магазинах можно было увидеть стеллажи с коробочками-сертификатами на прыжки с парашютом, дайвинг, романтический ужин и т.д. Идея бизнес-проекта состоит в том, чтобы организовать онлайн площадку для продажи подарков-впечатлений, т. е. разнообразных услуг – от посещения бассейна до прогулки на вертолете, – которые предлагают компании на рынке. В 2010 году в Литве и Латвии этот бизнес уже перестал быть новинкой, а в Беларуси про него еще не слышали. Первоначальные инвестиции Евгения Глыздова составили всего-то $3,5 тыс., сегодня GiftCardимеет порядка 500 заказов в месяц и уже год работает в регионах. «Поначалу все говорили, что это провальная идея, сотрудничать с нами, естественно, отказывались, – рассказывает Евгений Глыздов. – Но совсем скоро многие компании сами стали предлагать разместить свое предложение на нашем сайте. Кстати, если раньше я хотел заниматься инновационным бизнесом, где нет конкуренции, и есть возможность стать «первопроходцем», то сейчас парадигма изменилась – мне интересен бизнес, где сформировался свой рынок».
Руководитель проекта Бизнес-школы ИПМ «Бизнес-академия собственника» Максим Поклонский отмечает: чтобы правильно определиться со «своей» нишей, надо внимательно следить за изменениями и тенденциями, которые происходят не только на отечественном законодательном поле или рынке, но и на соседних. «Важно понимать глобальные тренды, один из актуальных – это старение населения, смещение среднего возраста и увеличение срока жизни. Все это вскоре приведет к изменению вкусов в одежде, продуктах, услугах. К тому же, это значит, что у таких потребителей есть деньги, – рассказывает Максим Поклонский. – Еще один тренд – это «интернетизация», когда любую услугу и информацию можно сделать доступной. Это очень масштабируемый бизнес. Очередная безусловная тенденция – люди все больше перемещаются, что вызывает необходимость быть на связи с семьей, друзьями, коллегами. Кстати, о способах перемещения… Считаю, что транспортная отрасль в Беларуси недоразвита, о каком уровне сервиса можно говорить, когда не все автобусы или маршрутные такси оборудованы кондиционерами? Здесь тоже есть где развернуться малому и среднему бизнесу».
Основная задача МСБ – поймать несколько трендов и постараться их «обслужить». Малый и средний бизнес в этом имеет большее преимущество, потому как может быть более гибким и быстрее меняться, что крупным компаниям удается нечасто.
Еще один инструмент поиска новых ниш – это более осмысленное сегментирование рынка. Так, можно уйти от полового, возрастного или географического сегментирования к поведенческому. Например, многие крупные компании ориентируют часть своего производства на… хипстеров. Взять такой курс под силу и предприятиям МСБ.
Еще пример. Победителем российского конкурса стартапов 2012/2013 стала компания BioFoodLab, которая наладила производство орехово-фруктовых батончиков. Ставку компания сделала на хипстеров, приверженцев здорового питания, за счет чего увеличила стоимость своих батончиков, по сравнению с обычными мюсли, втрое! BioFoodLabбыла основана в декабре 2011 года, инвестиции в бизнес составили RUB5,5 млн. В апреле 2013 года компания вышла на операционный «ноль», а в сентябре производила порядка 100 000 батончиков ежемесячно.
«Еще один путь, о котором белорусские бизнесмены, к сожалению, задумываются нечасто, – это покупка франшизы, – резюмирует Максим Поклонский. – Вы получаете бизнес, где все проверено, где есть предсказуемые модели окупаемости. А у нас упорно пытаются создавать свое и получается как-то по-белорусски… Чувствуется узость мышления, и не хватает храбрости».
Иллюстрация: delo.by
…И как расширить свою «заводь»
Конечно, далеко не все западные successstoriesреализовались бы в белорусских условиях, потому и советы зарубежных бизнес-гуру для нас не всегда актуальны. Тем не менее, любопытна теория Чан Ким и Рене Моборн, авторов книги «Стратегия голубого океана. Как создать свободную рыночную нишу и перестать бояться конкурентов». Авторы предлагают представить все рынки в виде двух океанов: алого и голубого. Алый океан символизирует известные на сегодняшний день отрасли, где очерчены границы и определены правила игры. В этом мире правит жесткая конкуренция.
Голубой океан означает нетронутые участки рынка, которые дают возможность неограниченного роста и высоких прибылей. Голубой океан – это еще не существующие отрасли, где конкуренция никому не грозит, поскольку правила игры еще только предстоит установить. Главное отличие стратегии «голубого океана» в том, что ее приверженцы не стремятся обогнать конкурентов, они заняты созданием инновации ценности. В отличие от привычных инноваций, которые достигаются, как правило, высокими издержками и при этом не гарантируют успеха у потребителей, понятие «инновация ценности» подчеркивает необходимость сочетания новизны, практичности и низких издержек. Опираясь на свои исследования, авторы книги описали шесть способов создания «голубого океана».
Первый путь. Стоит научиться рассматривать в качестве конкурентов не только представителей своей отрасли, но и компании, работающие в альтернативных отраслях. Например, кино и рестораны – разные виды бизнеса, но в субботний вечер для посетителей они представляют собой равноценные возможности приятного времяпрепровождения.
Второй путь. Уйти отальтернативы «низкие цены или высокое качество» и понять, что помимо цены и качества влияет на выбор клиентов. Например, техасская компания Curves создала свой «голубой океан», объединив преимущества посещения фитнес-центра и домашних занятий на тренажерах. Ее фитнес-центры расположены недалеко от дома, лишены всякой роскоши, а стоимость посещения – невысока. Но главное, что делает их привлекательными для женщин, стесняющихся своей фигуры, – в этих центрах нет любопытных мужчин!
Третий путь. Присмотритесь к цепочке покупателей. Не всегда тот, кто принимает решение о покупке, является конечным потребителем изделия. Обычно фармацевтические компании ориентируются в своей стратегии на врачей, выписывающих лекарство, а не на пациентов. Компания Novo Nordisk из Дании, производящая инсулин, нарушила это правило, сделав свой продукт удобным для пациентов. Она создала устройство для инъекций, похожее на авторучку. В нем уже содержится нужная доза лекарства, и пациенту остается лишь нажать на кнопку.
Четвертый путь. Предложить дополнительные продукты и услуги, имеющие ценность для покупателя. Так, венгерская компания NABI, производитель рейсовых автобусов, обнаружила, что наибольшие расходы город несет не столько из-за цены автобуса, сколько из-за его ремонта и обслуживания. Она разработала легкий автобус из стеклопластика, который не нуждается в антикоррозийном покрытии, а его ремонт обходится значительно дешевле.
Пятый путь. Сочетать функциональную и эмоциональную привлекательность товара для покупателей. В одних отраслях конкуренция идет в основном за функциональную полезность товара, в других – за чувства покупателей. Но можно поступить, как фирма Swatch, которая превратила производство часов из функционально ориентированной отрасли в законодателя молодежной моды.
Шестой путь. Всмотреться в завтрашний день и увидеть возможности для создания «голубого океана». Авторы приводят в пример CNN, оценившую значимость глобализации и основавшую в ответ первую круглосуточную всемирную сеть новостей.
Резюмируя
У белорусского малого и среднего бизнеса есть два пути развития. Первый – сектор МСБ развивается «сам по себе», как сейчас, а государство лишь создает вспомогательные инструменты в виде фондов финансовой поддержки, законодательных изменений и т.д. Этот путь ведет к поступательному развитию. Возникновение новых сфер для частного бизнеса зависит от темпов развития экономики.
Второй вариант, который мог бы привести к значительному рывку, – это продажа небольших госпредприятий. Их приватизация может укорить процесс увеличения доли МСБ. Практика 2010-2011 года показала, что 90% покупателей госсобственности – это представители малого и среднего бизнеса. Но такая программа до сих пор даже не озвучена.
Эксперты «Дела» скептически относятся к планам правительства повысить долю МСБ в ВВП страны до 30% к 2015 году. Если в проектах прирост на 7% за 2 года выглядит вполне достижимым, то в реальности все иначе. Даже если и появится существенное количество новых предприятий, первую выручку они начнут генерировать лишь к 2016-2017 годам.
Предприниматели хорошо знают три основных «залога» успешной работы – время, деньги и персонал. Если надо сократить время, то придется добавить работников и денег.