
Социальная ответственность бизнеса: налог, реклама или благотворительность?
Юрий Зиссер, председатель общего собрания участников ООО «Тут Бай Медиа». Специально для «Дела»
Всем нам постоянно приходится сталкиваться с разным пониманием того, что есть социальная ответственность бизнеса. Согласно определению в Википедии, это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, добровольно, т.е. сверх мер, предусмотренных законодательством, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общества.
Однако наше государство считает, что социальная ответственность – это финансирование и решение бизнесом государственных задач. Например, при выделении участка под строительство жилого дома оно обязывает бизнес за свой счет строить инфраструктуру: детские площадки, газоны, благоустраивать территорию, проводить электричество, канализацию и т.д. А потом все удивляются: отчего так высока стоимость квадратного метра жилья?
Конечно, без инфраструктуры не обойтись. Но ведь мы все платим налоги для того, чтобы государство решало вопросы инфраструктуры централизованно: строило школы, больницы и т.д. в равной степени для всех граждан. Получается, что при частной застройке государство уклоняется от своих обязанностей и по непонятной причине называет этот оброк не дополнительным налогом, а «социальной ответственностью бизнеса».
К финансированию застройщиками инфраструктуры примыкают «добровольно-принудительные» кампании вроде Ленинского субботника 22 апреля. Большинство частных предприятий в этот выходной день не работают, но при этом уплачивают в местные бюджеты дневной фонд зарплаты, чтобы не ссориться с властями. Вряд ли эти выплаты можно считать добровольными и относить к социальной ответственности. То же можно сказать о поборах на формирование призовых фондов различных конкурсов, проводимых государственными органами и организациями, оплате частными компаниями выезда государственных чиновников в зарубежные командировки в составе делегаций, а также о «добровольно-принудительной» подписке на некоторые государственные периодические издания.
Теперь посмотрим на табачные компании. Под давлением общественного мнения они организуют посадки деревьев и поддерживают инициативы в сфере здравоохранения, в частности, борьбу с онкологическими заболеваниями. Однако я глубоко убежден: если бы табачные компании действительно были социально ответственными, то первое, что они должны были бы сделать во благо человечества – закрыться. Поэтому для меня выглядит странным, когда они приглашают журналистов на посадку деревьев, а потом удивляются и расстраиваются, если журналисты об этом не пишут. Наконец, многие белорусские государственные и частные предприятия просто жертвуют деньги на детские дома, дома престарелых, спорт, конкурсы и др.
Социальная ответственность не всегда требует денег. Растет понимание роли бизнеса в формировании современного общества, а это требует личного вовлечения. Посмотрите на постоянно расширяющееся личное участие белорусских бизнесменов в различного рода стартап-мероприятиях, где они делятся своим опытом и дают советы начинающим предпринимателям, выступая в роли менторов. С точки зрения «дикого» капитализма, они воспитывают себе конкурентов. А с точки зрения общества – делают полезную работу по воспитанию новых предпринимателей и созданию благоприятной бизнес-среды в стране. В этом тоже есть социальная ответственность бизнеса.
Обидно, что белорусским предприятиям (и частным, и государственным) приходится финансировать проекты корпоративной социальной ответственности, особенно благотворительные, из средств, остающихся после уплаты всех налогов: в отличие от Запада, благотворительность в Беларуси не списывается с налогов. Тем самым наше государство дает нам всем понять, что добрые дела в целом и социальная ответственность в частности не поощряются и официально не признаются таковыми.
Надеюсь, временно...