Курсы валют: USD1 USD: 2.5992 EUR1 EUR: 3.0318 RUB100 RUB: 3.3813 (Обновлено: 26.09.2020 в 16:20:00)Результаты торгов на фондовой бирже: USD1 USD: 2.5992 EUR1 EUR: 3.0318 RUB100 RUB: 3.3813 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 (Обновлено: 26.09.2020 в 16:20:00)Ставка рефинансирования: bank7.75% (01.07.2020);

Директива «забуксовала»

1129
4 минуты
Директива «забуксовала»

Бизнес-сообщество беспокоят низкие темпы либерализации отечественной экономики. В противном случае белорусские компании не смогут составить конкуренцию российскому и казахскому бизнесу.

Открывая очередную, 13-ю Ассамблею деловых кругов Беларуси, Председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин отметил, что самые важные положения Директивы №4, ради которых она, в общем-то, и разрабатывалась, в 2011 году не были реализованы. Это тем более странно, поскольку минувший год был объявлен в Беларуси годом предприимчивости.

– Немногим более года назад Президент подписал выработанную властями вместе с нами директиву №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Затем было издано постановление Совета министров, содержавшее перечень мероприятий, которые необходимо было выполнить в 2011 году. К сожалению, за прошедший год разработанные в рамках Директивы №4 программы были выполнены в лучшем случае на 50%,– подчеркнул Владимир Карягин.

В частности, представители малого и среднего бизнеса и индивидуальные предприниматели ожидали выполнения положения Директивы о начале продажи в собственность арендуемого ими имущества. Однако эта возможность до сих пор жестко блокируется чиновниками и руководителями госпредприятий. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении земельных участков. Хотя Указы Президента, регулирующие отношения в области строительства, изъятия и предоставления земельных участков были приняты еще в 2011 году, полноценный рынок земли в стране так и не появился.

Между тем, как отмечали участники Ассамблеи, прошлый год стал годом серьезных испытаний для бизнес-сообщества. По приблизительным оценкам, в результате потрясений на финансовом и товарных рынках отечественный бизнес потерял более 60% своих активов.

Позитивным шагом навстречу белорусскому бизнесу стало снижение налоговой нагрузки и, в частности, ликвидация местных налогов. Позитивно восприняло бизнес-сообщество и снижение ставки налога на прибыль с 24 до 18%, а также уменьшение ставки единого налога. По методике Всемирного банка совокупная налоговая ставка (отношение всех уплачиваемых компанией налогов к ее валовой прибыли) в Беларуси в 2011 году составила 62,8% против 80,4%в 2010-м.

С одной стороны, прогресс, безусловно, есть. Но в то же время этот показатель в Казахстане составляет 28,6%, в России – 46,9%. А значит, отечественные компании в рамках Единого экономического пространства оказываются в заведомо проигрышной ситуации. Именно с учетом «фактора ЕЭП» представители деловых кругов ожидают в нынешнем году значительного потепления бизнес-климата. Целью любого инвестора является получение прибыли. Поэтому вопросы налогообложения выходят на первое место при привлечении инвестиций.

В пакете документов, который подписали Беларусь, Казахстан и Россия, создав Таможенный союз, пока нет ни одного соглашения, которое бы унифицировало налоговую политику этих стран. Представители бизнеса считают, что такой документ должен появиться, и чем скорее, тем лучше. В условиях ЕЭП при свободном движении товаров и услуг между странами Таможенного союза значительно возрастет налоговая конкуренция. С течением времени капитал устремится туда, где существует более низкая налоговая нагрузка. Аналогично и квалифицированные рабочие кадры также переместятся в страны с более благоприятными условиями труда, высокой заработной платой и низкими налогами.

Пока же налоговая нагрузка в Беларуси на 8% выше, чем в России и на 14% выше, чем в Казахстане. Например, общее количество налоговых выплат в Беларуси равно 18, в России – 9, а в Казахстане – 7. По статистике на налоговый учет белорусские бухгалтеры тратят 654 часа в год, в то время как российские – 290, казахские и того меньше – 188.

Проблема в том, что госбюджеты России и Казахстана получают значительные доходы от налогов, связанных с добычей полезных ископаемых. Тогда как наша страна не имеет возможности получения таких доходов и вынуждена устанавливать более высокие ставки обычных налогов. Не случайно основные поступления в бюджет Беларуси обеспечивает налог на добавленную стоимость – почти 9% от ВВП или около 30% доходов бюджета! Между тем, являясь ценообразующим фактором, такой налог серьезно снижает конкурентоспособность отечественных товаров.

В 2012 году деловое сообщество попытается убедить правительство кардинально реформировать налоговое законодательство, предложив ему принцип «15-15-15». Как пояснил Владимир Карягин, это означает снижение до 15% ставок НДС (сейчас 20%), налога на прибыль (18%) и социального налога (35%).

– Улучшение деловой среды требует изменений по всем направлениям, – считает председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей» Александр Калинин. – Необходимо двигаться вперед, особенно учитывая, что сейчас в Таможенном союзе начнется серьезная борьба за инвестиции и трудовые ресурсы на фоне формирования единого рынка труда и капитала. Мы предлагаем комплексный подход решения этой проблемы в новой редакции Национальной платформы бизнеса Беларуси, которую рассматриваем как инструмент реализации Директивы №4. Пока же директива объективно «пробуксовывает».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...