Курсы валют: USD1 USD: 2.4399 EUR1 EUR: 2.7547 RUB100 RUB: 3.4301 (Обновлено: 09.07.2020 в 17:30:00)Результаты торгов на фондовой бирже: USD1 USD: 2.4332 EUR1 EUR: 2.7541 RUB100 RUB: 3.4319 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 (Обновлено: 09.07.2020 в 17:30:00)Ставка рефинансирования: bank7.75% (01.07.2020);

Тектонический разлом

798
5 минут
Тектонический разлом

Белорусские компании, работающие в сфере ритейла, оказались между двух огней: под гнетом кризиса в белорусской экономике и ужесточением контроля со стороны госорганов

Павел Петько, «Дело»

 

Согласно данным Национального статистического комитета, в январе-марте текущего года розничный товарооборот составил Br78,3 трлн., что в сопоставимых ценах на 1,9% больше, чем в соответствующем периоде 2014 года. Тем не менее, если изучить динамику розничного товарооборота белорусских компаний, то заметно существенное замедление темпов роста продаж – более чем на 85% за последний год!

НАПОЛОВИНУ ПУСТ

Лучше понять ситуацию в белорусском ритейле помогают последние тенденции на рынке торговой недвижимости.Как отметил в ходе прошедшего в Минске форума «Торгово-офисная недвижимость в Республике Беларусь» президент Российского совета торговых центров Булат Шакиров, большинство торговых объектов на белорусском и российском рынках оказались под серьезным ударом кризисных факторов.

«Раньше уже на момент открытия торгово-развлекательного центра правилом хорошего тона считалось обеспечить его наполнение торговыми объектами не менее чем на 60%. Сегодня же девелоперы вынуждены работать в гораздо худших условиях. Например, последние открытия знаковых объектов в Москве прошли при наполняемости арендаторами на 15-30% - и это в относительно неплохих местах с приличным потоком покупателей! То есть, некоторые центры сегодня попросту пустуют сразу на нескольких этажах, чего не наблюдалось даже во время кризиса 2008 года», − подчеркивает Б. Шакиров.

По словам директора брокерского подразделения Colliers  International в Беларуси Андрея Алешкина, подобная ситуация становится характерной и для белорусского рынка.

«В сложившихся условиях ритейл почувствовал некоторую слабость девелоперов и начал требовать не только беспрецедентные скидки, но и совершенно новые условия аренды. Теперь пытаясь минимизировать риски, магазины все чаще хотят разделить их с девелоперами, требуя от них не просто ставок аренды, а процента от продаж», − объясняет он.

Более того, по словам Андрея Алешкина, многие известные международные брэнды, которые ранее планировали выйти на белорусский рынок, из-за кризиса приняли решение подождать год-два и посмотреть, как ситуация будет развиваться в будущем.

А ЧТО С ПРОДУКТАМИ?

По словам А. Алешкина, на фоне общей ситуации с торговыми объектами на белорусском рынке ситуация с продовольственными ритейлерами выглядит несколько лучше. Связано это с тем, что эта сфера обычно чувствует себя уверенно во время кризиса, так как спрос на продукты в любое время остается достаточно стабильным.

Продуктовые ритейлеры пострадали от жесткого контроля государственных органов. Еще с конца прошлого года Министерство торговли Беларуси предупредило торговые сети, что будет активно мониторить ситуацию на предмет недопущения необоснованного повышения цен, к чему белорусские ритейлеры были готовы, учитывая опыт предыдущей девальвации  национальной валюты. Однако этим дело не ограничилось – далее Минторг озаботился присутствием на прилавках товаров белорусского производства.

В частности, министр торговли Валентин Чеканов на совещании с представителями крупных торговых сетей предупредил о возможных санкциях против тех магазинов, в которых окажется недостаточно отечественных товаров. Кроме того, чиновники решили всерьез заняться организациями, имеющимипросроченную задолженность перед поставщиками за мясомолочную, плодоовощную и другую продукцию.

Причем контролировать работу сетевых структур планируется вплоть до выкладки и размещения товаров в торговом зале, чтобы «избежать дискриминации продукции отечественного производства, которая часто располагается в удаленных от потребителя местах». Таким образом, наряду с существующими проблемами, связанными со сложной ситуацией на рынке, белорусским ритейлерам приходится иметь дело еще и с административными мерами регулятора.

БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ

Вышеперечисленные проблемы способны вызвать «тектонические изменения» на белорусском рынке. Причем речь идет не только о закрытии части небольших магазинов в регионах или о заморозке планов по открытию новых торговых точек, но и о поглощении и слиянии сетей. Так, в  марте стало известно о передаче известной на белорусском рынке торговой сети «Родная сторона», принадлежащей СООО «НТС», в управление ЗАО «Доброном», которое контролирует одноименную торговую сеть. Такое решение представители компании объяснили сложной ситуацией на рынке, хотя и опровергли возможность последующей продажи сети «Доброному». Как отметила руководитель корпоративной практики компании Revera Consulting Group Елена Мурашко, в этом году можно ожидать как минимум еще несколько сделок с участием крупных торговых сетей:

«По нашей информации, такие сделки готовятся,  причем как в продовольственном, так и в непродовольственном секторе. Есть определенные предположения, что два крупных сетевых оператора могут сменить своего обладателя. Один из них − продуктовый ритейлер, известный как в Минске, так и в регионах, который имеет порядка полусотни магазинов. Им интересуется небезызвестный литовский концерн».

Таким образом, по мнению эксперта, тенденция к увеличению числа сделок с участием компаний, работающих в сфере ритейла, действительно существует.

Кроме возможной смены собственника нескольких крупных торговых сетей, на белорусском рынке, скорее всего, продолжится наметившаяся ранее тенденция по вытеснению небольших частных магазинов крупными сетями – в первую очередь, в регионах.

РЕЗЮМИРУЯ

Падение покупательского спроса и усиление контроля сферы ритейла со стороны государства существенно повышают риски для бизнеса в краткосрочной и среднесрочной перспективе. По мнению экспертов «Дела», в связи с этим главной тенденцией может стать существенный передел рынка в 2015 году. Этот процесс будет характеризоваться уходом с рынка как малых компаний, которые не смогут конкурировать с крупными сетями в трудных условиях, так и достаточно крупных игроков, которые постараются переждать кризис, минимизировав присутствие на нестабильном рынке.

Возможно, выходом из сложной ситуации  для ритейла может стать активизация собственного производства и размещение заказов некоторых товаров на белорусских, российских или украинских предприятиях с целью уменьшения издержек. Это может дать результат с учетом того, что повышенным спросом в ближайшей перспективе будут пользоваться именно товары «низкого» ценового сегмента.

Полный вариант статьи читайте в номере журнала "Дело", главная тема которого "Ритейл"  

Другие материалы автора:

Поднебесная все ближе

Гостиницы без гостей

СПАСИБО, КОУЧ?!.

Поднебесная все ближе

  • Комментарии
Загрузка комментариев...