Курсы валют: USD1 USD: 3.2954 EUR1 EUR: 3.4694 RUB100 RUB: 3.3885 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USDUSD: 0.0000 EUREUR: 0.0000 RUB100 RUB: 0.0000 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 CNY10 CNY: 0.0000 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Ставка рефинансирования: bank9.5% (28.06.2023);

Исцеление экспортом

4254
5 минут
Исцеление экспортом

Без серьезной диверсификации внешнеторговых потоков страны белорусский рубль едва ли станет стабильным в долгосрочной перспективе

Алесь Герасименко,
специально для «Дела»

 

Цена интеграции

Концентрация внешней торговли на российском направлении резко усилила нашу экономическую зависимость от восточного соседа, что, помимо прочего, сделало белорусский рубль крайне чувствительным к колебаниям российской валюты. Падение последней упрямо тащит нас в пропасть, дна которой пока не видно. Из-за разницы курсов большинство белорусских производителей к концу 2014 года утратили ценовую конкурентоспособность на рынке России либо были вынуждены торговать с отрицательной рентабельностью.

«Нельзя быть зависимым только от одного или полутора рынков. Да, Россия – наши братья, наши друзья, но вы видите, как они порой себя ведут: один делает одно, второй не знает, что делает первый. Поэтому нам надо обязательно диверсифицироваться, чего бы это ни стоило»,– потребовал белорусский Президент, пообещав «жесточайший» спрос за выполнение поручения.

С подобным заключением сложно поспорить, и не только потому, что оно сделано главой государства. Вот только цель диверсифицировать экспорт ставилась и раньше, но результат почему-то получался обратный. Проблему можно частично решить через вступление в ВТО, но более чем 20-летние переговоры на эту тему пока не принесли желаемых результатов.

«США говорят, что мы «за», но Евросоюз что-то там «против». Обращаемся в Брюссель, а нам говорят, что американцы не "за", а только делают вид, что «за». Поэтому вы с ними поработайте. Вот так мы и мучаемся», – посетовал первый замминистра иностранных дел Александр Михневич, выступая 14 ноября прошлого года на инвестиционном форуме в Лондоне.

Помочь договориться взялось правительство России, издав под занавес прошлого года распоряжение о выделении за счет средств федерального бюджета $0,59 млн., за счет которых будет профинансирован проект ПРООН, содействующий вступлению Беларуси в ВТО. В Кремле рассчитывают, что деньги поспособствуют усилению нашего экспертного и институционального потенциала в этом деле. Каким будет эффект – покажет время.

Стучитесь – и вам откроют

Двигаться на глобальный рынок белорусским предприятиям мешают не только тарифные и нетарифные барьеры, но и недостаточная конкурентоспособность в пресловутом соотношении цена/качество.

В течение 2000-х годов удорожание энергоносителей и особенно рост зарплат, опережающий производительность труда, сильно отяготили себестоимость наших товаров и услуг. Тогда как весьма внушительные инвестиции не принесли желаемых результатов.

По экспертным оценкам, в 2005-2011 годах на обновление основных фондов в Беларуси было потрачено $31,5 млрд., однако прирост добавленной стоимости за этот же период составил лишь $19,2 млрд. Страна отстала в развитии не только от Запада, но и от ближайших соседей: нам объективно сложно развивать экспорт широкой группы товаров при средневзвешенном технологическом укладе в 3,25 (оценка ГКНТ).

Хотя некоторые эксперты считают, что внешнеторговый прорыв возможен и без технологического – достаточно основательно поработать с издержками, как это сделал Китай.

Наиболее же продуктивным представляется движение сразу по двум направлениям: заниматься повышением технологичности производств с одновременной оптимизаций затрат. А главное – активно продвигать при этом продукцию на другие рынки, чего большинство наших топ-менеджеров под разными предлогами не делают или делают лишь формально – для отчетности перед учредителями и вышестоящими органами госуправления.

 Между тем, некоторые белорусские компании (преимущественно частные) в последние годы смогли приобрести положительный опыт диверсификации экспорта и освоения западных рынков.

Например, «Алютех» с середины 2000-х годов смог значительно нарастить поставки своей продукции в Восточную и Западную Европу, так что теперь на эти рынки приходится порядка четверти объемов производства, а на ближайшее время поставлена цель выйти на 50%. Чтобы закрепиться на Западе, в некоторые страны пришлось делать несколько заходов.

Так, в 2006 году на выставке в Штутгарте (Германия) были проведены первичные переговоры примерно с 300 потенциальными клиентами. Однако сразу наладить поставки не удалось, сперва пришлось расширить ассортимент (с 700 до 9 тыс. позиций), усовершенствовать ценовую политику, логистическую систему.

В целом в экспортной деятельности практикуется алгоритм: сначала оценивается емкость рынка в интересующем регионе, затем принимается решение о целесообразности выхода на него, устанавливаются контакты и начинаются продажи через отдельных дистрибьюторов. Собственное сбытовое предприятие создается, если эффективная работа невозможна без подсортировки и обработки товара, а также при значительном росте объемов продаж и необходимости одновременно отгружать потребителям мелкие и средние партии продукции.

Старая песня на… старый лад

В основе большинства положительных примеров лежала частная инициатива, тогда как государственным компаниям в последние годы явно не хватало драйва для диверсификации экспорта. И это несмотря на регулярные попытки властей подстегнуть «красных директоров» заданиями по диверсификации экспорта и бонусами в случае выполнения планов.

Время идет, но подходы не меняются. Незадолго до отставки экс-премьер-министр Михаил Мясникович подписал постановление Совмина № 1239 от 23.12.2014 г., которым в очередной раз были доведены планы «покорения мира». По обозначенному списку стран (20 – Западная Европа, 17 – Азия и Африки, 8 – Америка) на 2015 год поставлена задача увеличить экспорт товаров без учета нефти на $262,5 млн. Определены задания и по отдельным министерствам, ведомствам, а также областям: от наиболее внушительного для Минпрома ($185,6 млн.) до весьма символических для Минстройархитектуры и Гомельской области (по $0,22 млн.).

А постановлением Совмина № 1235 от 23.12.2014 г.подробно расписано, кто и что должен делать для достижения этой цели. За членами правительства закреплены определенные страны и регионы, для министров и директоров предприятий прописан первоочередной план выставок, встреч, переговоров, презентаций. Словом, чиновники уже определили за бизнес, что и как он должен делать.

Подобная уверенность впечатляет, но не обнадеживает.

Полный вариант статьи читайте в свежем номере журнала "Дело", главная тема которого "Бизнес-образование. Консалтинг. Коучинг"  

Материалы автора:

Бег на месте

Ледниковый период

«Перестрелка» на границе. Таможенной

  • Комментарии
Загрузка комментариев...