Курсы валют: USD1 USD: 3.2954 EUR1 EUR: 3.4694 RUB100 RUB: 3.3885 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USDUSD: 0.0000 EUREUR: 0.0000 RUB100 RUB: 0.0000 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 CNY10 CNY: 0.0000 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Ставка рефинансирования: bank9.5% (28.06.2023);

Цены отпустили. Куда они пойдут?

2296
3 минуты
Цены отпустили. Куда они пойдут?

С 1 марта в Беларуси практически полностью отменен контроль над ценообразованием.

25 февраля Президент Беларуси подписал Указ №72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», который предусматривает сохранение государственного регулирования цен только на социально значимые товары (работы, услуги). Сохранено регулирование цен также на продукцию организаций-монополистов и имеющую важное значение для обеспечения экономической безопасности страны. Причем, указом определен исчерпывающий перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен. На все остальное цены будут формироваться субъектами хозяйствования самостоятельно с учетом рыночной конъюнктуры.
Попытки как-то модернизировать громоздкую и неэффективную систему ценообразования предпринимались в нашей стране не единожды. Последний раз – в феврале 2009 года, когда вышел Указ №70. Тогда предпринимателям разрешили не регистрировать цены на новые товары (работы, услуги), кроме платных медуслуг; не обосновывать цены на самостоятельно произведенную сельхозпродукцию; свободно формировать цены на товары и услуги, которые оказывают индивидуальные предприниматели.

Однако эти меры были половинчатыми и проблему принципиально не решили. Система административного регулирования цен продолжала оставаться головной болью для бизнеса, поскольку была связана с большим документооборотом, многочисленными проверками и крупными денежными штрафами. Доходило до абсурда: когда рыночные цены опережали предельно допустимые, белорусские предприниматели были вынуждены выстраивать сложные полулегальные схемы. Например, регистрировать компанию в Литве или Польше, через которую в Беларусь поставлялись товары с завышенной себестоимостью.

Теперь необходимости в «обходных путях» нет. С принятием Указа №72 отменяются предельные индексы изменения отпускных цен на товары (работы, услуги), производимые на территории Беларуси, которые ранее устанавливались правительством. Соответственно отменяется регистрация этих цен, необходимость представления экономических расчетов и штрафные санкции, установленные за нарушения в сфере ценообразования, за исключением нарушений при реализации регулируемых товаров и услуг.

К ним, согласно Указу, отнесены цены на риэлтерские, нотариальные и платные медицинские услуги, платное обучение в государственных вузах и ссузах, коммунальные услуги, цены на лом черных и цветных металлов, драгоценные металлы и камни. Разумеется, попала в этот список и алкогольная продукция крепостью выше 28 градусов, а также ряд других позиций*.

Какие последствия, кроме облегчения работы субъектов хозяйствования, повлечет либерализация ценообразования? По мнению экономистов, резкого повышения цен на потребительском рынке ожидать не стоит. Хотя возможно всякое – как, например, случилось с тарифами на услуги химчисток. Они выросли на 50% сразу после того, как Минэкономики исключило эту позицию из списка социально значимых. К тому же, есть факторы, которые не зависят от предпринимателей и правительства и объективно «играют на повышение» розничных цен. Например, изменение конъюнктуры мирового рынка – рост цен на энергоресурсы и сырье (металлы, сахар, продовольствие и др.). Не стоит сбрасывать со счетов и прошлогоднее повышение зарплат.

Как бы там ни было, отмена регулирования в области ценообразования является значительным прогрессом в решении одного из самых болезненных для белорусских предпринимателей вопросов. И, кстати, первым реальным «либерализационным» документом, вытекающим из Директивы №4. С этим согласенСергей Балыкин, руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства:

Правительство наконец-то сделало реальный шаг в сторону либерализации экономики. Хотя лично мне перечень социально значимых товаров, работ и услуг кажется слишком большим. Из него можно было бы исключить, например, риэлторские услуги. К сожалению, Указ опоздал лет на пятнадцать. Все эти годы проблема ценообразования для предпринимателей стояла необычайно остро и служила поводом для бесконечных проверок, придирок и санкций со стороны контролирующих органов. Если государство действительно стремится создать эффективную рыночную экономику, а не государственный капитализм в самых худших его формах, то оно должно и дальше ограничивать возможности чиновников вмешиваться в дела субъектов хозяйствования.

*С полным перечнем регулируемых товаров и услуг можно ознакомиться на сайте Минэкономики www.economy.gov.by.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...