Когда нечего сказать, заведи разговор о погоде. Так было и сто лет назад, и вчера. Сегодня бытовой треп о температуре и вероятности осадков воспринимается уже не столь иронично и легкомысленно. В деловой среде.
«Компании, не учитывающие климатические риски, обанкротятся – без вопросов», – этот прогноз принадлежит Марку Карни, председателю банка Англии. Речь об инвестициях. Хочешь их получить, будь готов изучить и предоставить инве¬сторам и страховым компаниям информацию о климатических рисках в своем бизнесе. Иначе с большой долей вероятности тебе откажут в кредитной и страхо¬вой поддержке.
Инвесторы нынче могут выбирать, куда «влить» капитал. И климатический показатель набирает вес. Вместе с Анастасией Бекиш, координатором «Зеленой сети» (товарищества неком¬мерческих экологических организаций) Беларуси, в этом номере рассмотрим особенности климатического влияния на экономику, ее декарбонизацию.
Зато у нас крупнейший в Центральной и Восточной Европе IT-кластер. И он снова порадовал: резиденты ПВТ наработали почти $1 млрд экспорта услуг в первом полугодии 2019 года.
Чтобы машина не сломалась в пути, надо заниматься профилактикой: вовремя менять масло, тормоз¬ные колодки, проверять подвеску и т.п. Сегодня механизм ПВТ работает исправно – 700 резидентов, трудоустроились более 500 иностранцев. Государство предоставило беспрецедентные условия для развития IT-индустрии в стране. Этот сектор экономики развивается столь стремительно, что замаячили первые звоночки возможных проблем. Одна из них кадровая. А в США уже ломают голову – вакантны 200 000 вы¬сокооплачиваемых IT-должностей. В материале «Программный код ВВП» поговорим об этом, заодно узнаем, смогут ли в Беларуси финтехкомпании потеснить банки.
Нехватка кадров пока ощущается и в здравоохранении. Тема не нова и не критична. Но недавно появился информационный повод – в Сейм Польши поступила инициатива Минздрава о признании врачебных дипломов, выданных за пределами Евросоюза. И заволновались отдельные товарищи.
Но совершенно напрасно. Специфика профессии не та. Это каменщику и маляру можно сорваться на «шабашку» на месяц-другой в соседнюю страну, подзаработать за вахту. А поменять белорусскую больницу на польскую так просто не получится. Здесь сроки другие, хотя мотивы могут быть те же. Уедет тот, кто готов к длительной разлуке с родными и Родиной, а то и к смене ее. Таких всегда было немного. Нострификация им в помощь.
Все же хочется верить, что в медицину большинство идет по призванию – помогать болящим. Конечно, страдающий здесь и там одинаков. Но мне кажется, что бросить белорусского пациента, чтобы помочь заграничному, все же по сути своей нехорошо.
Где родился, там и сгодился. Так считает доцент Гродненского медуниверситета Михаил Дешко. Дважды он стажировался в одном из ведущих научных центров Великобритании и возвращался в родную альма-матер. Что движет молодым ученым, можно узнать из интервью «Уехать в Англию и вернуться».
Юрий НОЯРОВИЧ, генеральный директор























(Размещены основные материалы № 12, 2019)