Рынок бизнес-образования в 2017 году стал активнее: увеличились объем предоставляемых услуг и запросы на проведение обучения в корпоративном и сборном форматах. При этом эксперты «Дела» отмечают большую ориентацию на практику и освоение новых технологий в бизнес-обучении
Елена Медведева, специально для «Дела»
Практический подход
В связи с постоянными экономическими изменениями в нашей стране не все существующие тренды на рынке бизнес-образования обладают устойчивостью. Однако, как отмечает Александр Мудрик, директор Бизнес-школы «Здесь и Сейчас», сегодня, как никогда, востребован soft skills — эмоциональный интеллект и профессиональная эффективность как рядового сотрудника, так и топ-менеджера. В топе находятся направления, связанные с лидерством, тайм-менеджментом, эффективным балансом рабочего и личного времени. Следующий тренд — активная работа в виртуальной среде: популярны дисциплины по проектной деятельности, продвижению в Сети товаров и услуг.
Компании всегда были заинтересованы в максимальной адаптации под их ближайшие и текущие задачи, в последний год этот тренд углубился.
«Мы работаем с годовыми проектами и наблюдаем тенденцию уменьшения теоретических блоков, фокус бизнес-образования постепенно смещается к практическим занятиям. Большой спрос на курсы формата blended education — смешанного обучения»,— рассказывает Евгений Вяткин, партнер группы компаний Pro Retail.
Такой формат — мировой тренд, который компания активно использует. Годовые проекты позволяют видеть эффективность этого подхода. В арсенале компании есть видео-курсы. Учащиеся тренингов заранее смотрят материал и приходят на практические занятия с подготовленными вопросами и кейсами. Далее добавляется практическое обучение исключительно на кейсах и ситуациях компании. Выстраивается система контроля результатов, изучается: какова динамика прохождения обучения, какие вопросы вызывали затруднения по всей команде и у отдельных сотрудников. Потом может применяться мониторинг методом «тайный покупатель», обучение по выявленным слабым навыкам или трудно продаваемым продуктам. Используются различные конкурсы для сотрудников, управленческие и переговорные поединки, ассистент центр и прочее — все то, что работает на конечный результат.
«В этом году вместе с нашими партнерами, компанией Business Games Club, разработали бизнес-симуляцию, которая посвящена формированию моделей поведения или изменению стереотипов поведения в продажах. Она уже продается в AppStore и Google Market»,— рассказывает Е. Вяткин.
Это отличный инструмент, который компания может использовать также в смешанных форматах — для ввода в профессию продавца b2b, для аттестации коммерческого персонала, как тренажер для поддержания эффекта от основного обучения. А корпоративная лицензия позволяет топ-менеджерам следить за тем, как проходят симуляцию сотрудники.
В последнее время наметилась востребованность дистанционных форм обучения. Однако А. Мудрик отмечает невысокую эффективность такого обучения.
«Дистанционный формат требует от слушателя не только способности распределить свое время, но и большой самодисциплины, чтобы заставлять себя регулярно заходить в Сеть и изучать материал, — говорит А. Мудрик. — По моим оценкам, достаточно большой процент слушателей не доходит до конца дистанционного обучения. В нашей школе нет этой формы обучения, мы используем такой формат в небольшой части образовательной программы».
Кроме того, как отмечают эксперты, сейчас слушатели более подготовлены к бизнес-образованию.
«Если раньше многие считали, что на обучение отправляют худших, то сейчас это воспринимается как способ поощрения, понимается ценность от взаимодействия с бизнес-школой»,— рассказывает Е. Вяткин.
После работы с клиентами важно получать обратную связь от компаний. Pro Retail интересуется, каких результатов добились заказчики, какие изменения произошли в компании. Изучать клиентский опыт важно и для работы над ошибками.
В новом формате
Что касается формата обучения, то в бизнес-школе «Здесь и Сейчас» традиционно востребованы годовые программы. Среди них «Business MaximuM» — для собственников и руководителей бизнеса, которые хотят развивать существующие и открывать новые направления бизнеса, применять инструменты управления бизнесом на разных стадиях развития компании, создавать высокоэффективные управленческие команды для кадрового резерва компании. Программа «Executive HR» − для опытных специалистов, которые стремятся систематизировать практические и теоретические знания, грамотно управлять человеческими ресурсами, разговаривать на языке цифр. А. Мудрик отмечает: «Многие клиенты говорили, что нужна годовая практикоориентированная программа по маркетингу. Поэтому в сентябре мы запускаем такую программу в бизнес-школе».
На данный момент также востребована программа «Профессиональное умение менеджера», которая нацелена на «слабое звено» в системе менеджмента каждой компании — линейных руководителей. За 60 часов их подготовят к циклу менеджмента: выявлению проблемы, временному и ресурсному планированию, делегированию полномочий, осуществлению контрольной деятельности и мотивации, подведению итогов и отчетности. Большой интерес вызывают программы по методологии Адизеса — построение команды, управление изменениями.
«Короткие бизнес-тренинги, длительностью 1–2 дня, начинают сужаться, то есть потребитель стремится получать выжимку основного материала и тратить меньшее количество времени. Изменения происходят и в области программ длительного обучения (больше года), которые переходят в формат годового», — рассказывает А. Мудрик.
Понятно, что для эффективного и качественного обучения необходимо постоянное обновление программ. По мнению А. Мудрика, обновление может происходить в 4 направлениях. Во-первых, обновление линейки — создание новых программ под потребности бизнеса, во-вторых, модернизация существующих программ под требования рынка, когда структура программы и теоретическая база не изменяются, но корректируется содержание.
В-третьих, замена бизнес-тренера. И последнее — внедрение электронных ресурсов и программ, создание видео-уроков и вебинаров.
Популярные тематики обучающих программ в компании Pro Retail: тренинги по продажам, переговорам, сервису, управлению продажами, по развитию управленческих навыков, категорийному менеджменту. В компании есть целое направление по открытым мероприятиям — это конференции, мастер-классы, обучение с приглашенными тренерами из соседних стран. Наблюдается активность как коммерческих, так и закрытых внутрикорпоративных мероприятий.
В одной связке
Эксперты «Дела» отмечают, что между вузами и бизнес-школами должна существовать синергетическая связь. И если вуз дает фундаментальные знания, то задача бизнес-школ — настройка специалиста под конкретные направления бизнеса.
«Для того чтобы подготовить гибкого специалиста, который будет способен быстро приобретать знания из новых сфер, необходимо сделать упор на фундаментально-интеллектуальную подготовку выпускника вуза, — говорит А. Мудрик. — При этом, система высшего образования должна сократить количество специальностей, поскольку через 10–15 лет практически 90% нынешних профессий исчезнет, и давать будущим специалистам общефилософские знания о понимании развития мира и общества. Если бизнес-школы и образование не будут пересекаться, то это не приведет к успеху».
В связи с этим, можно отметить работу Business Intelligence Club — образовательного клуба для студентов и молодых специалистов, который занимается популяризацией бизнес-образования. Выпускники Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Игорь Худницкий и Александр Чернухо основали проект 3,5 года назад. За это время было организовано более 150 встреч со спикерами: собственниками компаний, топ-менеджерами и экспертами в различных сферах экономики. Мероприятия были посвящены развитию лидерских качеств, навыков публичных выступлений, ведения презентаций, деловых переговоров, аргументации своей позиции и пр.
Выживут крупнейшие?
Нестабильная экономическая ситуация в стране, длящаяся уже не первый год, привела к тому, что многие консультанты и небольшие бизнес-школы оказались буквально на грани выживания. Как отмечают эксперты «Дела», вскоре многие из них могут просто исчезнуть с рынка, не выдержав конкуренции с крупными компаниями.
Не секрет, что бизнес-школы имеют большой объем накладных расходов: содержание обслуживающего персонала, здания и т.д. Кроме того, руководители тратят серьезные суммы на повышение квалификации своих бизнес-тренеров. Естественно, что бизнес-школы хотят уменьшить издержки, но серьезное снижение в крупных школах невозможно.
«Затраты на персонал бизнес-школы составляют от 60% до 80% от всей выручки,— рассказывает А. Мудрик. — Мы не идем по пути наименьшего сопротивления, поэтому в составе бизнес-школы тренеры высочайшего уровня».
Эксперты Pro Retail отмечают, что серьезные крупные компании не могут экономить на маркетинге, создании коммерческого предложения и персонале. Компетенции консультантов — это весомая часть продукта. Pro Retail ориентируется на договорное сотрудничество. И к корпоративному обучению относится комплексно. Внедряются новые подходы к диагностике, в этом компании помогает их проект Audit Cervice — используется on-line система для анализа результатов метода «тайный покупатель». В ней хранятся данные проверки, видны динамика и уровень тех или иных навыков. Государственные предприятия, особенно крупные, тоже обращаются за услугами корпоративного обучения. Эксперты рассказывают, что приходят компании, которые уже понимают, что осуществляют не сбыт, а продажу. Они осознанно хотят меняться, а не осваивать бюджет.
«В базе данных бизнес-школы «Здесь и Сейчас» — более 50 тыс. компаний, которые хотя бы один раз отправляли к нам сотрудников на обучение или работали в области консалтинга. Постоянных клиентов, которые работают с нами каждый год, около 5 тыс. Приток новых компаний — 15-20% от общего количества клиентов»,?— делится А. Мудрик.
По сравнению с прошлым годом цены на рынке бизнес-образования почти не изменились. «Самый легкий путь — снизить цены. Но компания, которая заботится как о клиенте, так и о себе, не будет идти на подобные меры», — говорят эксперты Pro Retail.
Беларусь среди других стран
По содержанию и информационной насыщенности программы белорусских бизнес-школ мало отличаются от зарубежных. При этом эксперты Pro Retail отмечают, что более сильные и конкурентные рынки живут другими темами.
«В Европе уже изучают тему управления персоналом в эпоху Digital, когда все сидят в телефонах и общаются в Сети с помощью обозначений, картинок и смайлов», — рассказывают эксперты Pro Retail.
Таким образом, на каждом рынке есть свои особенности, но форматы обучения не отличаются.