Справедливости ради надо сказать, что хвалим мы друг друга мало. Казалось бы – что за проблема? «Давайте говорить друг другу комплименты» - и ситуация сразу изменится. Но, как оказалось, не все умеют выразить похвалу так, чтобы она действительно мотивировала и поднимало самооценку.
Татьяна Пархоменко, delo.by
Давайте рассмотрим на примере. Представьте себе, что стажер на общей встрече компании сказал бы шефу: «Г-н Босс, вы неплохо вели нашу компанию в прошлом году. В отличие от своего предшественника Вы действительно умеете руководить. Если в следующем году Вы станете еще лучше заботиться о сотрудниках, будет вообще отлично».
Если бы вы услышали это от своего подчиненного, вам бы вряд ли понравилось. Верно? Дело в том, что стажер в этой речи совершил все «7 смертных грехов», которых нужно избегать, высказывая похвалу.
Ошибка 1: игнорировать иерархию
В рабочей и профессиональной среде, а так же в бизнесе, вышестоящий по должности хвалит нижестоящего. Разумеется, младший сотрудник тоже может высказать признание заслуг начальника. Но для этого нужно выбрать правильную форму – от первого лица. Например: «То, как Вы вели переговоры при заключении сделки, меня очень впечатлило. Я рад, что могу многому у Вас поучиться».
Ошибка 2: хвалить в присутствии других
Лучше высказать похвалу с глазу на глаз. Во-первых, похвала при всех часто выглядит неестественной, а, во-вторых, она может поставить в неловкое положение того, кому она адресована. Кроме того, другие присутствующие могут чувствовать себя недооцененными.
Но из этого правила есть исключение: если вы говорите не от себя лично, а от имени нескольких человек (например, представляете другую компанию), то такая коллективная похвала может быть высказана во всеуслышание.
Ошибка 3: высказывать псевдо-похвалу
К сожалению, некоторые искренне считают, что «неплохо» или «хорошо» - это уже похвала. Но если это не «экстраординарно», «отлично», «здорово», «феноменально» - то в чем же тогда отличие от простой «нормы»? Ведь делать работу хорошо – это, собственно говоря, обязанность, как сотрудника, так и руководителя.
Ошибка 4: хвалить без конкретики
«Ваша манера руководства компанией » - это слишком расплывчатая формулировка. За что конкретно вы хвалите? Выскажите свои наблюдения – чем точнее, тем лучше. Например, «мне очень импонирует, как вы реагируете на каждую поступающую жалобу клиента – всегда по существу, и в то же время искренне. Благодаря вашей естественной и приятной манере общения нам удалось сохранить очень многих клиентов. Я очень благодарен Вам за это!»
Ошибка 5: хвалить с опозданием
Дорога ложка к обеду. Хвалить вовремя – значит, делать это сразу. Вы бы обрадовались, если бы услышали похвалу за то, что делали много месяцев назад? «Тот сюрприз, который ты приготовил на мой день рождения два года назад, очень меня порадовал» - этому высказыванию явно не хватает непосредственной реакции.
Ошибка 6: хвалить в сравнении
Избегайте всяческих сравнений, высказывая похвалу. Каждый человек уникален и индивидуален. Сравнения с другими больше обижают, чем мотивируют. Нового спутника жизни вряд ли обрадует сравнение с бывшим, младший ребенок не захочет, чтобы его сопоставляли со старшим. Так же и новый руководитель вряд ли будет польщен, если критерием его заслуг будет считаться деятельность предшественника на этом посту.
Ошибка 7: хвалить ради достижения иных целей
Возможно, вы иногда сами чувствовали, что за похвалой скрывается какой-то подвох. К сожалению, часто эти предчувствия имеют под собой основания. Некоторые используют похвалу как «прикрытие» для критики. Или хвалят, чтобы спихнуть на человека дополнительную работу. Если уж хвалить – то лучше делать это без «тайного умысла». Без всяких «но» и «если». Просто скажите – «молодец!» - и этого будет достаточно.
По материалу сайта www.komma-net.de