Курсы валют: USD1 USD: 3.2954 EUR1 EUR: 3.4694 RUB100 RUB: 3.3885 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USDUSD: 0.0000 EUREUR: 0.0000 RUB100 RUB: 0.0000 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 CNY10 CNY: 0.0000 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Ставка рефинансирования: bank9.5% (28.06.2023);

Срочно требуются практики

3306
10 минут

В ходе кризиса мир изменяется, и одним из самых важных конкурентных преимуществ на рынке труда становятся современные знания.

 

Прошедший год внес в работу системы бизнес-образования существенные коррективы. Как и ожидалось, в первой половине года на этом рынке отмечалось заметное падение. Многие компании, стремясь снизить издержки, в первую очередь урезали расходы на обучение и развитие персонала. Как правило, при этом приводились аргументы о неудовлетворенности качеством обучения и отдачей от него. Конечно, нашлись компании, руководители которых поняли, что кризис – это возможность укрепления позиций на рынке, и стали вкладывать больше средств в обучение сотрудников. Но таких игроков на рынке было немного.

В связи с этим изменился и подход к форматам обучения. В частности, упал спрос на сборные программы, куда компании направляли отдельных сотрудников, а на корпоративные он, наоборот, начал активно расти. Все чаще собственники желают обучить целую команду с учетом специфики бизнеса. Еще одно веяние времени – работники стремятся оплачивать свою учебу самостоятельно, полностью либо частично покрывая затраты. С одной стороны это оправдано, так как дает им дополнительную мотивацию к учебе, но, с другой, указывает на нежелание предприятий инвестировать в собственных сотрудников.

 

Сферы интересов

Кризис расставил приоритеты и в востребованности образовательных программ. Лидирующие позиции теперь занимают активные продажи. Как ни парадоксально, в последние годы ими мало кто занимался – рынок рос, клиенты приходили сами, и когда ударил кризис, обнаружилось, что нужного уровня компетенции по активным продажам у сотрудников многих предприятий просто не оказалось. И сейчас многие фирмы стараются наверстать упущенное.

– В связи с кризисом многие компании отказались от премий с бонусами, а некоторые и вовсе временно урезали зарплаты. Но от этого люди лучше работать не стали, – уверен Егор Каропа, директор Макани Коучинг Центр. – Как мотивировать сотрудников и поддерживать их в тонусе, не повышая при этом материальные затраты? Сегодня на рынке консалтинговых услуг – это один из наиболее актуальных запросов. Мы рекомендуем семинар-тренинг «Инструмент оценки и мотивации персонала Эннеаграмма»*. Обучение инструментам нематериальной мотивации позволяет менеджерам среднего и высшего звена значительно повысить уровень производительности, инициативности и ответственности персонала, не раздувая при этом бюджет и минимизируя собственные временные затраты.

Не менее востребованы на данный момент и семинары, позволяющие разобраться с затратами. Это – финансовые программы, например, «Постановка управления учета» и специализированные, такие как «Работа с затратами». Большой интерес вызывают тренинги для руководителей среднего звена, развивающие основные управленческие компетенции. Это особенно приятный тренд, поскольку долгое время эта категория менеджеров незаслуженно находилась в стороне от образовательного процесса (в основном программы были нацелены на «топов» и непосредственных исполнителей). Между тем, как отмечают в консалтинговой группе «Здесь и Сейчас», по опросам около 200 белорусских компаний, одна из самых острых проблем белорусского бизнеса – слабая подготовка руководителей среднего звена.

Стабильно востребованы также самые авторитетные программы бизнес-образования – МВА, что неудивительно, поскольку подготовка по ним ведется в считанных школах и белорусский рынок все еще нуждается в специалистах такого класса.

 

С поправкой

на реальность

Жесткие бюджетные ограничения вынудили компании, направляющие персонал на обучение, выставлять собственные требования к составителям программ.

– Работодателей сейчас в первую очередь интересуют прикладные программы,– отмечает Александр Паньков, управляющий партнер консалтинговой группы «Здесь и Сейчас». – Им нужны практические инструменты и методики, позволяющие вывести компанию из кризиса. Но при этом они часто желают получить «таблетку от всех болезней». Однако нужно четко понимать, что любое образование дает знания, первичные навыки, а как ими воспользуются – дело самой компании. Это зависит и от системы мотивации, и от постановки задач, и от контроля над их выполнением.

Чаще всего руководители предприятий хотят, чтобы программы обучения их сотрудников были максимально приближены к белорусским реалиям. Сейчас их не интересует, что происходит в США или Европе, они хотят видеть примеры из практики России, Беларуси и Украины, знать, как конкретные компании выходят из тех или иных ситуаций, какие у них были успешные и ошибочные ходы. Все это позволяет определить «систему координат» и дает возможность понять, где в этой системе находится собственная компания. Еще одно требование нанимателей – системность в подаче материала. Чтобы работники, которые идут на среднесрочные и долгосрочные программы (от 40 часов и выше), могли «разложить все знания по полочкам», что не позволяют сделать узкоспециализированные семинары.

 

Куда пойти

учиться?

Безусловно, самым известным форматом бизнес-образования в Беларуси, как и во всем мире, являются программы МВА (Master of Business Administration). У нас в они представлены программой General МBA магистерского уровня (Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ), программой Executive MBA (ИПМ), а также программой, созданной по принципам программ МВА, но в сокращенном варианте: мини-MBA (консалтинговая группа «Здесь и Сейчас»).

У каждой такой программы своя специфика, которую надо обязательно учитывать, чтобы максимально эффективно использовать все ее возможности и ресурсы.

General MBA– это магистратура по специальности «Бизнес-администрирование». Она предназначена в первую очередь для руководителей среднего звена и специалистов, нацеленных на повышение своих управленческих компетенций и развитие карьеры. Обучение длится около 2 лет и позволяет детально изучить предметы и систематизировать полученные знания и опыт.

Executive MBA(EMBA) – программа для топ-менеджеров и собственников компаний, имеющих опыт управленческой работы не менее 7-10 лет и желающих перейти на новый профессиональный уровень. Она сокращена по количеству часов и предметов и ориентирована на формирование системного видения того, как быть конкурентоспособными и успешными в современной динамичной среде бизнеса.

Мини-МВАрассчитана на профессионалов, желающих узнать новые подходы в управлении бизнесом. По своему формату она ближе к годовым управленческим программам европейских бизнес-школ.

Все программы МВА нацелены на развитие лидерских качеств, ответственности, работы в команде, умения принимать эффективные решения. Однако при всех их достоинствах диплом МВА не гарантирует получения сверхприбыльной должности в известной компании, а лишь дает дополнительные баллы при приеме на работу и является своеобразным показателем качества руководителя или специалиста.

Кроме МВА, в бизнес-школах предлагаются тренинги, семинары и консультации, имеющие прикладной характер и ориентированные на решение конкретных задач. В любом случае, какой бы бизнес-школе вы не отдали предпочтение, важно выяснить, какие методики обучения в ней применяются, какова форма подачи материала, что собой представляет система контроля за обучением. Последнее, кстати, очень важно. Поскольку, какая бы мотивация ни была у слушателя, правила школы нужно соблюдать. И чем жестче требования, тем выше итоговый результат.

 

Цена вопроса

Несмотря на кризис, стоимость бизнес-обучения в Беларуси существенно не уменьшилась. Летом прошлого года некоторые образовательные центры применяли систему скидок, однако сейчас все вернулось на свои места в пределах плюс-минус 10% от прежней стоимости.

– Хорошее бизнес-образование по определению не может быть дешевым, – считает Александр Паньков. –Это, конечно, не спасает от того, что дорогое обучение может оказаться неэффективным, но частота попадания в цель при адекватной цене гораздо выше. В хорошей бизнес-школе основные затраты идут не на рекламу семинаров, а на подготовку профессиональных преподавателей, тренеров. Им необходимы стажировка, обучение, развитие. В самой школе должны проводиться исследования, разработки методик и т.д. Для практических программ должны быть задействованы преподаватели-практики, имеющие собственные наработки, внедренные в других компаниях. Понятно, что у таких тренеров и гонорары совершено другие. И, соответственно, оплата за обучение в такой школе будет на порядок выше. А дешевые семинары (завуалированный демпинг) были, есть и будут. Но нужно понимать, что хороший, качественный, удачный продукт вряд ли можно тиражировать за маленькие деньги.

 

Не благодаря,

а вопреки

Эксперты «Дела» единодушны – в кризис нет смысла экономить на знаниях, и приводят ряд аргументов в пользу этого мнения.

Во-первых,в условиях экономической нестабильности образование – пожалуй, единственный беспроигрышный инвестиционный проект, приносящий дивиденды в перспективе. А если вы не инвестируете в будущее, у вас его и не будет – говорят консалтеры.

Во-вторых,по окончании кризиса (а это когда-нибудь неизбежно произойдет!), хорошее образование даст возможность претендовать на более высокое вознаграждение и повысит конкурентные преимущества в сравнении с менее квалифицированными специалистами. К слову, и теперь оно служит своеобразной защитой от сокращений и увольнений.

В-третьих,не стоит забывать и о мировых экономических тенденциях. Сейчас информация меняется настолько быстро, что стоит пропустить 1-2 года без дополнительного обучения – и вы уже «за бортом» жизни и бизнеса.

В-четвертых,помимо знаний и навыков в хорошей бизнес-школе можно приобрести большой круг деловых контактов, которые в будущем могут очень пригодиться.

Но, конечно, главное – помнить, что важен не столько диплом, который вы получили, сколько то, что вы можете делать после этого. По хорошему «потрясти» нанимателя может не «корочка», а богатый набор знаний и навыков.

 

*Подробнее – см. «Дело», №1-2/2010

 

 

Мнение эксперта

 

Наталья Макаева, руководитель программы МВА Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ:

– Спрос на бизнес-образование отталкивается от потребностей рынка. Давайте говорить прямо: у нас его (рынка) практически нет, а, следовательно, не сформировались адекватные спрос и предложение. И дело даже не в кризисе, а в ментальности белорусских руководителей. Опасаясь за свое кресло, они порой не видят необходимости учиться сами, и уж тем более не стремятся развивать своих сотрудников. Кроме того, из-за неуверенности в завтрашнем дне многие собственники хотят получить прибыль сегодня, пока есть возможность, не особенно задумываясь о перспективах в будущем. В этом случае, о каких денежных вложениях в персонал может идти речь? Чтобы не быть голословной, приведу пример. На нашей программе МВА толькомалой части – 15% слушателей обучение оплачивает компания, в то время как в соседней России этот показатель достигает 80%.

Что касается перспектив бизнес-образования, отмечу следующее. По многим показателям мы отстали от всего цивилизованного мира минимум на 10, а то и на все 15 лет. И это неудивительно – большое количество руководителей не знают и не понимают законов рынка, поскольку пришли в бизнес из других сфер экономики или давно не обновляют ранее приобретенные экономические знания. Многие из них до сих пор работают по старинке, опираясь на опыт и интуицию – замечательные, кстати, качества, необходимые в бизнесе. Но ими можно было ограничиться 20 лет назад, когда белорусский рынок только начинал развиваться, и любой товар или услуга воспринимались «на ура». Сейчас этого недостаточно. Чтобы удержаться в бизнесе, нужно получать новые импульсы, новые знания. Конечно, можно самостоятельно изучать литературу, действовать методом проб и ошибок, но зачем каждый раз «создавать велосипед», если есть образовательные заведения, дающие структурированные знания?

Многие говорят, что бизнес-школы далеки от реальности, обучают по зарубежным методикам, которые неприменимым у нас. Позволю не согласиться – существуют законы, единые для всех рынков, а тот, кто так говорит, просто избегает перемен.  

 

Таблица 1

Стоимость наиболее востребованных обучающих программ в Республике Беларусь на 1 марта 2010г.

Программа

Срок обучения

Стоимость

Mini-МВА

1 год

$4500-4800

Executive MBA

1,5 года

Br33,3 млн.

General MBA

2 года

Br15-18 млн.

«Менеджер по персоналу»

3 недели

Br340 тыс.

«Управление персоналом»

40 академических часов

Br572 тыс.

«Технологии продаж и модели деловой коммуникации»

1-2 дня

Br235 тыс.

«Мастерство продаж»

8 часов

Br85 тыс.

«Инструменты эффективных продаж»

14 академических часов

Br348,2 тыс.

«Управление закупками на конкурсной основе»

36 академических часов

Br340 тыс.

«Бизнес-планирование и инвестиционное проектирование»

48 академических часов

Br460 тыс.

 

 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...