По итогам мая 2018 года средняя зарплата в Беларуси составила 943,9 рубля. Это на 22,9 рубля больше, чем в апреле. При этом средняя зарплата в реальном выражении по итогам января-мая выросла на 13,4%. Месяцем ранее темпы роста реальных зарплат были чуть ниже: 13,3% по итогам января-апреля.
Жанна Кулакова, финансовый консультант TeleTrade (ООО «ТелетрейдБел»)
Производительность труда при этом растет медленнее: майской статистики пока нет, а по итогам января-апреля показатель вырос на 5,2%. В целом на протяжении всего 2018 г. реальные зарплаты, в зависимости от отчетного месяца, демонстрируют рост на 13,3–13,8%, а производительность труда – на 5–5,9%. Разрыв между темпами роста реальных зарплат и темпами роста производительности труда наметился во втором полугодии 2017 г. и существенно вырос в 2018 г.
Превышение темпов роста реальных зарплат над производительностью труда чревато инфляционным давлением и рисками для рубля. У населения становится больше денег, и люди направляют их на потребление. Растет внутренний спрос на товары и услуги, что может провоцировать рост цен. Дополнительно этот процесс подстегивается низкими кредитными ставками и высоким спросом на потребительское кредитование.
Тем не менее, инфляция в Беларуси по-прежнему остается невысокой – по итогам мая рост цен в годовом выражении замедлился до рекордных 4,4%. Значительных негативных последствий в этой сфере пока не отмечено, в том числе и потому, что реальные доходы растут значительно медленнее, чем реальные зарплаты. Так, по итогам января-апреля реальные доходы выросли на 7,4% – как видим, здесь разрыв с производительностью труда гораздо меньше. Реальные доходы – более широкое понятие, оно включает в себя не только зарплаты, но и пенсии, и пособия, и доходы предпринимателей, которые растут медленнее зарплат. Кроме того, реальные доходы, в отличие от зарплат, рассчитываются с поправкой на обязательные платежи. Так или иначе, инфляция во втором полугодии 2018 г. может несколько ускориться, хотя с высокой долей вероятности останется в пределах прогнозных 6%.
Что касается валютного рынка, то здесь необходимо учесть несколько аспектов: во-первых, рост зарплат снижает чистые продажи иностранной валюты со стороны населения, во-вторых, провоцирует рост импорта, что может увеличить покупки иностранной валюты юридическими лицами. Как следствие, валютный рынок может столкнуться с изменением объемов спроса и предложения, и в перспективе – с давлением на курс белорусского рубля.
На внутреннем валютным рынке Беларуси все еще сохраняется профицит иностранной валюты, однако он заметно сократился по сравнению с прошлым годом. По итогам января-мая население, предприятия и нерезиденты в совокупности продали на чистой основе $424 млн, в то время как годом ранее за аналогичный период – $1049 млн. Дальнейшее сокращение профицита чревато рисками для рубля, особенно с учетом того, что высокие платежи по валютному госдолгу вынуждают государство покупать иностранную валюту на внутреннем рынке, и эти операции в вышеприведенной статистике не учтены.