Значительная девальвация белорусского рубля в ближайшие год-два практически неизбежна.
Курс белорусского рубля по отношению к корзине валют остается стабильным с середины лета 2009 года, а по отношению к доллару США даже растет. Ставки по рублевым депозитам примерно в 3 раза превышают ставки по валютным, но, несмотря на это, население Беларуси все равно отдает предпочтение сбережениям в СКВ. Такое поведение вызвано высокими девальвационными ожиданиями. Чтобы разобраться в том, насколько они обоснованы, и стоит ли доверять депозитам в национальной валюте, надо оценить экономическую ситуацию в стране и понять логику действий правительства.
В «минусе»
Первое, что легко обнаружить, едва взглянув на экономические показатели Беларуси, -- это то, что мы, как это ни прискорбно признавать, живем не по средствам. Доходы от экспорта не покрывают расходы на оплату импорта (см. рис. 1). Отрицательное сальдо внешней торговли Беларуси по итогам 7 месяцев 2009 года составило минус $3.301,9 млн. При этом сальдо внешней торговли товарами равнялось минус $4.117,2 млн., а услугами – плюс $815,3 млн.
Таким образом, в текущем году почти $0,5 млрд. в месяц нашей стране требовалось на то, чтобы просто поддерживать уровень производства и потребления при практически полном отсутствии изменения ВВП.
Несмотря на все антикризисные меры, предпринятые в Беларуси, отрицательное сальдо внешней торговли будет сохраняться еще долгое время. Правительство и Нацбанк ожидают, что в 2010 году дефицит внешней торговли страны (согласно базовому сценарию развития экономики Беларуси) составит около $3,6 млрд. Есть, правда, и более оптимистичный сценарий, однако расчет бюджета сделан исходя «из худшего», на что и стоит ориентироваться. К тому же, события могут развиваться даже по более пессимистичному сценарию. Таким образом, в следующем году стране предстоит найти еще около $3,6 млрд. на оплату преобладания импорта над экспортом вдобавок к $1-1,5 млрд., которые потребуются в текущем году.
Пока средства, необходимые для финансирования дефицита вешней торговли, обеспечивает, в основном, государство. За год, прошедший с момента начала мирового финансового кризиса, правительство Беларуси получило $0,5 млрд. от России, $1,48 млрд. от МВФ, $0,45 млрд. от МВФ – уже в виде специальных прав заимствования и $0,5 млрд. от Венесуэлы. Несмотря на столь значительные вливания золотовалютные резервы страны за кризисный год (с 1 сентября 2008 года по 1 сентября 2009 года) упали на $1,775 млрд. Таким образом, расходы Беларуси на поддержание финансовой стабильности в стране посредством оплаты отрицательного сальдо внешней торговли за кризисный год можно оценить примерно в $4,7 млрд.
Опасные перспективы
Соответственно растет и внешний долг (см. рис. 2). Валовой внешний долг Беларуси за I полугодие 2009 года увеличился на 16,3% до $17.624,2 млн. До конца года он может вырасти еще больше за счет получения третьего транша кредита МВФ и (возможно!) $500 млн. от правительства РФ.
Большую часть долга составляет внешняя задолженность нефинансового сектора, увеличившаяся с $7.326,7 млн. на 1.01.2009 года до $8.177,8 млн. к 01.07.2009-го. Из-за кризиса частные структуры одалживают неохотно, поэтому в текущем году наращивает долг в основном государство. Органы государственного управления в I полугодии текущего года увеличили внешнюю задолженность на 25% до $4.497,6 млн. Органы денежно-кредитного регулирования, то есть Нацбанк, в 1-й половине 2009 года нарастили внешнюю задолженность в 2,5 раза до $1.084,9 млн.
Размер внешнего долга и темпы его роста выглядят довольно устрашающе, однако на самом деле ситуация больших тревог пока не вызывает. По расчетам Международного валютного фонда, основные выплаты по возврату Беларусью кредита «стэнд-бай» придутся на 2012-2014 гг., причем наибольшими они будут в 2013 году -- примерно $1,7 млрд. (см. рис. 3).
До 2012 года расходы Беларуси на обслуживание заимствований МВФ будут незначительными, меньше $100 млн. в год. Однако уже в 2012-м они составят $644,8 млн., в 2013-м -- $1.739,4 млн., а в 2014-м -- 1.222,7 млн. Ситуация усугубляется тем, что, согласно прогнозу МВФ, в 2013 году резко возрастут расходы Беларуси и на обслуживание остального государственного долга. В текущем году они составят всего около $0,5 млрд., затем останутся примерно на таком же уровне в 2010 и 2011 гг., а в 2013-м вырастут до $1,2 млрд.
Таким образом, в 2013 году Беларуси придется потратить на погашение внешнего государственного долга $2,9 млрд. Получается, что проблемой внешняя задолженность для Беларуси по-настоящему станет только начиная с 2012 года, но в ближайшие годы на состояние финансового рынка страны она существенно влиять не будет. Конечно, значительную величину составляет и внешняя задолженность субъектов хозяйствования, но о ней вряд ли стоит беспокоиться, так как это, в основном, задолженность по текущим операциям, обеспечивающая работу компаний. Пока бизнес работает, эти долги постоянно возвращаются и вновь формируются. Но потенциальную угрозу стабильности белорусских финансов они в себе не таят.
Где взять деньги?
Итак, в ближайшие годы для обеспечения функционирования белорусской экономики на текущем уровне требуется около $4 млрд. в год ($3,6 млрд. на оплату дефицита внешней торговли и $0,5 млрд. на обслуживание внешнего долга). Такие средства можно обеспечить за счет нескольких источников. Первый – дальнейшие внешние заимствования, чем собственно, правительство Беларуси пока и занимается. Этот источник еще не исчерпан. Только МВФ в 2010 году может выделить около $1,5 млрд, в случае, конечно, если Беларусь будет следовать рекомендациям фонда.
Второй источник -- продажа государственной собственности. На это правительство до сих пор шло крайне неохотно, хотя «Белтрансгаз» и Мозырьский нефтеперерабатывающий завод уже наполовину проданы. Поэтому этот источник валютных поступлений не стоит сбрасывать со счетов. Тем более, что в начале 2010 года поступят последние $625 млн. от продажи 50%-ного пакета акций «Белтрансгаза».
Отношение к приватизации под давлением МВФ постепенно меняется в лучшую сторону. В частности, совсем недавно в список объектов, подлежащих приватизации в Беларуси уже в 2009 году было включено предприятие «Белтелеком». В начале 2010 года Беларусь должна выставить на продажу 5 крупных предприятий. Продавать есть что. Помимо нефтеперерабатывающих заводов и калийного комбината есть еще масса предприятий, которые стоят весьма дорого, но пока находятся в тени. Это, в частности, «Белтопгаз», Белорусская железная дорога и т. д.
Наконец, третий источник поступлений -- это иностранные инвестиции в новые производства. С этим белорусское правительство связывает большие надежды, однако привлекаемые таким образом средства большей частью направляются на приобретение зарубежного оборудования, то есть никак не сокращают текущий дефицит внешней торговли. Они смогут сделать это только в длительной перспективе, когда новые производства будут запущены, и товары пойдут на экспорт.
Кроме того, можно вообще обойтись без привлечения внешних средств, если ограничить внутреннее потребление. Здесь также есть существенные резервы – например, заниженные цены на услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения. Подъем цен хотя бы до уровня себестоимости увеличит расходы граждан на содержание жилья на несколько миллиардов долларов в год. Люди начнут экономить, что, в свою очередь, приведет к снижению импорта потребительских товаров и энергоносителей. Многие эксперты считают, что одного только повышения стоимости услуг ЖКХ было бы достаточно для решения проблемы стабильности белорусского рубля.
Впрочем, проблема ЖКХ в Беларуси носит политический характер, так как Президент Беларуси неоднократно заявлял, что он против быстрого роста цен в данной сфере. В то же время, ситуация не выглядит однозначной: в проекте бюджета на 2010 год предусматривается уменьшение доли субсидирования ЖКХ со стороны государства, на этом же настаивает и МВФ. Поэтому можно ожидать, что правительство в некоторой степени прибегнет и к этой мере.
Ресурсов достаточно
Таким образом, теоретически Беларусь в ближайшие годы вполне может обойтись без девальвации рубля. Для этого всего-то требуется ограничить рост доходов населения (чтобы сократить импорт), в том числе, повышая тарифы ЖКХ, и создать условия для притока иностранного капитала, что позволит со временем увеличить экспорт. А на тот срок, пока отдача от инвестиций станет ощутимой, можно поддерживать экономику за счет продажи государственной собственности и внешних заимствований.
Именно в этом, собственно, состоит план МВФ, который фонд прописал Беларуси в рамках договоренности о предоставлении кредита «стенд-бай». Этот план выглядит вполне реалистичным, и не случайно директор Европейского департамента МВФ Марек Белька 26 августа заявил, что фонд не видит необходимости для проведения очередной девальвации белорусского рубля, по крайней мере, в обозримом будущем. Однако вероятность девальвации в перспективе остается высокой.
Во-первых, это связано с тем, что реализация плана требует от правительства значительных усилий и умения, а также готовности продавать действительно привлекательные белорусские предприятия. Когда дойдет до дела, что предпримет руководство Беларуси – неизвестно. Во-вторых, проблема в том, что с точки зрения стратегических интересов девальвация для Беларуси выглядит предпочтительнее. Конечно, она связана с негативными социальными моментами, так как приводит к снижению уровня жизни населения, однако одновременно обеспечивает жизнь страны по средствам. Сейчас же, наш тоже не очень высокий уровень жизни обеспечивается за счет роста долга и продажи государственной собственности, то есть за счет проедания национального богатства. Точно так же любой человек может продать свою квартиру, после чего пару лет пожить шикарно, разъезжая по курортам и не отказывая себе в удовольствиях, а потом станет нищим.
Конечно, вопрос о проедании является довольно спорным, так как сейчас значительные средства государство направляет на поддержку экономики, в частности, сельского хозяйства, строительства и промышленных предприятий. Но, судя по сохранению значительного дефицита внешней торговли, эти вложения не дают требуемой отдачи, то есть средства все-таки проедаются. Таким образом, у девальвации белорусского рубля есть привлекательные стороны. После ее проведения жители страны затянут пояса потуже, зато предприятия получат дополнительный стимул для развития, а государственная собственность не будет продана.
Именно поэтому вероятность ослабления белорусского рубля остается высокой. План МВФ даст эффект в том случае, если вложения государства и частных структур окажутся эффективными. Если нет -- отрицательное сальдо внешней торговли будет сохраняться, внешний долг – расти, а правительство будет продавать новые и новые предприятия. Этот процесс не будет бесконечным. И продлится, скорее всего,-- год-два.
На перепутье
Таким образом, у Беларуси сейчас есть 3 варианта развития. В настоящее время реализуется, хотя и с некоторым скрипом, вариант МВФ, обеспечивающий стабильность финансов за счет роста долга и продажи собственности при постепенном реформировании экономики, достаточном для улучшения финансового состояния страны.
Второй вариант предполагает обеспечение стабильности также за счет роста долга и продажи собственности, но без необходимых реформ. Это вариант означает постепенное проедание национального богатства страны. Третий вариант -- девальвация белорусского рубля, после которой можно действовать как в рамках первого, так и в рамках второго сценариев.
Сложность ситуации в Беларуси в том, что руководство страны, реализуя первый вариант, по-видимому, рассчитывает на второй, надеясь на то, что до массовой приватизации дело не дойдет, и все как-то «само собой образуется». Граждане Беларуси начнут покупать белорусское и отдыхать на отечественных болотах и озерах, директора предприятий научатся продавать за рубеж то, что выпускают, кризис закончится и наши МАЗы вновь потекут потоком в Россию. Тогда можно будет отказаться и от МВФ, и от его рекомендаций.
На существование подобных планов указывают публичные высказывания ряда правительственных чиновников о том, что Беларусь не будет брать на себя кредитные обязательства, которые не сможет выполнить. Это означает, что неопределенность сохраняется, а правительство пытается решать возникающие проблемы и без МВФ. Поэтому сейчас принимаются решения по административному ограничению импорта, вытеснению валюты из обращения на внутреннем рынке, попытки увеличения экспорта посредством улучшения связей с некоторыми государствами и т. д. Однако все этим меры вряд ли способны в принципе изменить ситуацию. Это означает, что в какой-то момент времени правительство Беларуси осознает, что ему надо делать выбор между серьезными реформами и девальвацией. Скорее всего, в жертву будет принесен рубль, но не принципы.
Следуя примеру рейтинговых агентств, можно примерно оценить вероятность развития событий по различным сценариям. Вероятность значительной девальвации рубля в ближайшие год-два можно считать равной 90%, а вероятность обойтись без нее -- 10%. Из них 5% придется на то, что Беларусь до конца пойдет на реализацию плана МВФ и затем на еще более серьезные реформы, а еще 5% -- на то, что какое-то чудо (крах доллара, безлимитный кредит от России и т.п.) позволят поднять экономику без реформ.
Резюме: по настроению
Девальвация белорусского рубля является экономически целесообразной, так как она позволит быстро отказаться от проедания национального богатства страны посредством сокращения отрицательного сальдо внешней торговли, повысит привлекательность белорусского экспорта и сделает более привлекательными иностранные инвестиции в Беларуси. В то же время, Беларусь обладает достаточными ресурсами для того, чтобы решить существующие финансовые и экономические проблемы без девальвации, (посредством увеличения стоимости услуг ЖКХ, продажи части государственной собственности и увеличения внешнего долга страны).
В связи с этим вклады в белорусских рублях являются хорошим средством сохранения сбережений ровно до того момента, когда руководство Беларуси придет к выводу, что девальвация необходима. Это субъективный процесс, хотя он и происходит под воздействием объективных процессов в экономике, поэтому предсказать момент изменения настроений руководства сейчас вряд ли возможно. Вероятность, что это событие никогда не наступит, существует, но она невелика.
Так что ситуация является в значительной степени неопределенной, поэтому держателям вкладов придется следить за состоянием внешней торговли Беларуси, ростом внешнего долга, готовностью руководства страны продавать государственное имущество, способностью совершать реформы (хотя бы по советам МВФ), внешней конъюнктурой, изменениями настроений в эшелонах власти, а также эффективностью и объемами инвестиций в Беларуси.