В 2001-2010 годы рост экономики Беларуси был вызван дешевыми госкредитами и энергодотациями от России. В 2011 году основной толчок к росту ВВП Беларуси дала девальвация белорусского рубля. В 2012 году от этого способа было решено отказаться, а так как экономическая модель осталась без серьезных изменений, остались только старые способы.
И если по энергодотациям с Россией удалось договориться (правда, не на таких уж «безвозмездных» условиях: продажа Белтрансгаза, принятие ограничений по ЕЭП и др.), то с дешевыми госкредитами пока не очень. Рублевые кредиты даже по ставке рефинансирования малоподъемны, что уж говорить о рыночных ставках.
Рост ВВП и кредиты субъектам хозяйствования в 2011 году
В 2012 году частные предприятия сокращают объем кредитования, да и госпредприятия объем кредитов особо не наращивают.
Рост ВВП и кредиты субъектам хозяйствования в 2012 году
Помня о проблемах 2011 года и субъекты хозяйствования, и банки не очень спешат переходить на валютные кредиты. Рост ВВП пока удается обеспечить ростом объемов российской нефти (в 5,1 раза по сравнению с январем 2011 года), но без появления дешевых ресурсов обеспечить запланированный рост ВВП не представляется возможным. Уже в феврале рост ВВП уменьшился по сравнению с январем, да и обеспечивать рост заработных плат без роста объемов производства официально запрещено. В марте рост ВВП может еще больше замедлиться, так как в марте 2011 года начался рост курса белорусского рубля и, соответственно, рост внешней торговли.
Вот только быстро понизить ставку рефинансирования без проблем с рублевыми депозитами и проблем на валютном рынке не получится. Из-за этих опасений после того, как некоторые комбанки понизили ставки ниже 25%, Нацбанк тут же вмешался в ситуацию. Но если ставку рефинансирования будут снижать на 1–2% в месяц, то более-менее приемлемого уровня в 20% придется ждать до конца 2012 года.
Поэтому перед правительством и Нацбанком стоит трудноразрешимая задача: обеспечить экономику относительно дешевыми ресурсами и не создать панику на валютном рынке. Посевную, по всей видимости, удастся провести без больших проблем за счет притока валюты в начале 2012 года ($700–750 млн в месяц). Даже если «спекулянты» уйдут с рынка, и предприятия опять начнут свою хозяйственную деятельность, то оставшийся приток валюты (продажа валюты населением и рост депозитов физлиц) хотя и сократится, все равно останется (инвестировать все равно некуда).
В конце 2011 года – начале 2012 года, когда валютный рынок уже был открыт и стабилен, рост ВВП обеспечивался за счет игры на объемах складских запасах и внешней дебиторской и кредиторской задолженностях.
Складские запасы, дебиторская и кредиторская задолженности
За октябрь произошел резкий рост внешней дебиторской и кредиторской задолженностей (на 50–56%). Это объясняется временной приостановкой расчетов по внешнеторговым договорам из-за ожидающегося открытия валютного рынка (экспортерам нужно платить налоги с разницы между официальным и реальным курсами, а для импортеров возможно снижение курса). После того, как в декабре 2011 года дебиторская задолженность подошла к отметке в $4 млрд и была создана правительственная спецкомиссия по ее сокращению, внешняя дебиторская задолженность начала сокращаться. Зато начался резкий рост складских запасов. Так что проверенные временем инструменты по росту ВВП есть, и их наверняка будут активно использовать.
Приватизация госимущества рассматривается как крайняя мера на тот случай, если что-то пойдет совсем не так. Пока ситуация находится под контролем, о приватизации не думают (до сих пор не обнародован список предприятий, подлежащих приватизации в 2012 году). Переговоры с ЕАБР о третьей транше кредита зависли, соответственно и спешить с приватизацией на $2,5 млрд никто не собирается. Тем более, что за период после открытия валютного рынка население «принесло» в экономику более $2,5 млрд. До конца 2012 года вполне можно ожидать роста валютных депозитов еще на $1 млрд, плюс превышение продажи валюты населением над покупкой составит еще до $1,5 млрд. Итого еще $2,5 млрд, что вполне сравнимо с объемом необходимой приватизации согласно договору с ЕАБР. $880 млн от ЕАБР лишними, конечно, не будут, но для их получения необходимо сократить депозиты комбанков в Нацбанке на $337 млн, плюс заметно поднять тарифы на ЖКХ и проезд в транспорте. Есть и другие ограничения на макроэкономические показатели. Тем более что исполнять условия получения траншей кредита ЕАБР на $880 млн в 2013 году «себе дороже»: одно сокращение депозитов комбанков в Нацбанке на $1358 млн чего стоит. К тому же тарифы на российские газ и нефть на несколько ближайших лет уже определены, и Россия вряд ли будет инициировать их пересмотр из-за возможных проблем с развитием ЕЭП.
Так что в 2012 году рост ВВП будет обеспечен за счет энергодотаций, роста складских запасов, роста внешних дебиторской и кредиторской задолженностей и «помощи» населения.