Курсы валют: USD1 USD: 3.2954 EUR1 EUR: 3.4694 RUB100 RUB: 3.3885 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USDUSD: 0.0000 EUREUR: 0.0000 RUB100 RUB: 0.0000 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 CNY10 CNY: 0.0000 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Ставка рефинансирования: bank9.5% (28.06.2023);

Что дает бизнесу теория решения изобретательских задач

3736
6 минут
Что дает бизнесу теория решения изобретательских задач

Выпускники западных бизнес-школ ищут секреты успеха, скорее, в биографиях Стива Джобса, Марка Цукерберга и Сергея Брина, нежели в судьбах великих банкиров и биржевых игроков Уолл-Стрит. А компании – активно берут на вооружение инструменты, повышающие креативность сотрудников и инновационность бизнеса – такие, как старый добрый ТРИЗ. О том, что может дать бизнесу Теория решения изобретательских задач, BEL.BIZ рассказывает один из ведущих в мире специалистов по ТРИЗ Владимир Петров.

– Владимир Михайлович, вы были учеником создателя этой теории Генриха Сауловича Альтшуллера. Чему вы у него научились?

– Прежде всего – пониманию, что нерешаемых задач не существует: необходимо грамотно и вдумчиво использовать Теорию решения изобретательских задач. В 1970-х я работал инженером на одном из ленинградских предприятий по производству продукции военного назначения. Приходилось решать сложные нетривиальные задачи. Поэтому меня крайне вдохновила опубликованная в 1972 году статья «Дерзайте, вы талантливы» в «Комсомолке» о Генрихе и возглавляемой им Общественной лаборатории методики изобретательства в городе Баку. В ответ на мое письмо Генрих уже через неделю прислал огромную посылку с учебными материалами по Алгоритму решения изобретательных задач – АРИЗ (так тогда назывался ТРИЗ). А когда я приступил к занятиям – благословил меня на создание на моем предприятии школы ТРИЗ, в которой я преподавал то, чему сам едва успел научиться. Тем не менее, из этой школы вышло немало видных тризовцев, например, Семен Литвин. Генрих каждую неделю подробно отвечал на мои письма. Не знаю, как он находил на это время – ведь ему писали со всей страны. После года заочного обучения я за год окончил двухгодичный Азербайджанский Общественный институт изобретательского творчества (АзОИИТ). Генрих заявил, что ему нечему больше меня научить. Это было далеко не так: я всю жизнь учусь у него.

– Как ТРИЗ завоевывал мир?

– ТРИЗ вышел за пределы СССР в конце 1970-х. В 1979 году ученик Альтшуллера Геннадий Фильковский привез эту методику в Израиль и представил в местном Открытом университете. Аудитория отметила, что методика очень интересная, но для израильского рынка – чересчур сложная. Так появилась методика Systematic Innovative Thinking (SIT) – это, конечно, уж очень обрезанный вариант ТРИЗ. Он хорош тем, что требует мало времени для освоения и эффективен в таких областях, как реклама. А в начале 1990-х я и другие репатрианты привезли в Израиль классический ТРИЗ и сумели донести его до местного бизнеса. В США поначалу скептически относились к этой теории: мол, разве могут что-то эффективное придумать в нищей России? Однако в 1991 году минчанин Валерий Цуриков со своей «Изобретающей машиной» был награжден золотой медалью чикагской выставки. Вскоре выходцы из СССР начали создавать компании, продвигавшие ТРИЗ в Америке – и, в том числе, готовить тренеров и консультантов из числа граждан США. Это был хороший ход, благодаря которому теория решения изобретательских задач быстро завоевала местный рынок: американцы готовы слушать только американцев. Корейский бизнес впервые познакомился с этой теорией благодаря еще одному вашему земляку, мастеру ТРИЗ из Беларуси Николаю Хоменко, который прочел в 1997 году трехмесячный курс лекций для LG Electronics. Что касается Западной Европы, то в том же 1997 году начал систематическое обучение ТРИЗ и проведение проектов в Германии, а затем и в других немецкоязычных странах мой ученик Павел Ливотов, а в Голландии – Валерий Сушков.

– Когда ТРИЗ полезен бизнесу?

– Творческое мышление – «медленное» мышление. В бизнесе далеко не всегда есть время на поиск самого креативного решения. К счастью, для 90–95% управленческих задач достаточно обычных шаблонных ходов, которым учат в бизнес-школах, на семинарах и тренингах. Да, собственно, профессионализм – это и есть умение быстро выбирать из багажа знаний подходящий шаблон. Оставшиеся 5–10% – новые нетривиальные задачи. Пытаясь придумать что-то новое, менеджер всегда наталкивается на противоречие: при улучшении одних параметров системы неизбежно ухудшаются другие. Например, сокращение срока разработки приводит к ухудшению ее качества. Как сократить срок разработки, не ухудшив качество продукта? Такие проблемы остро встают, например, перед программными компаниями. Согласно правилу Парето, на разработку программы тратится 20% времени, а 80% – уходит на поиск и устранение недостатков. Программные компании начали предоставлять опытным пользователям бета-версии своих продуктов, чтобы те могли их протестировать и сообщить о найденных багах. А, скажем, компания Microsoft даже разработала специальную утилиту, которая при каждом сбое в программе отправляет сообщение в компанию. Правда, возникла новая проблема: стало поступать слишком много сообщений об ошибках, и специалистам приходилось тратить слишком много времени на их отработку. Но в конце концом в Microsoft научились исправлять только те 20% ошибок, которые вызывают 80% всех проблем у пользователей. Так вот, ТРИЗ как раз и позволяет решать подобные проблемы намного эффективнее и быстрее, чем это делается традиционными методами.

– Какую отдачу приносят компаниям методы ТРИЗ?

– Достаточно большую. Например, в крупной корпорации масштаба Samsung отдача от проекта на базе ТРИЗ может достигать нескольких миллионов долларов. Вообще, в производственных проектах считать отдачу намного проще: сравниваются финансовые результаты на «входе» и «выходе». В проектах R&D* (исследований и разработок) полученная выгода не всегда очевидна: на конечный результат здесь влияет большое количество факторов, включая реакцию потребителей, которую сложно заранее просчитать. Но в любом случае ТРИЗ значительно ускоряет разработку новых товаров и услуг, а скорость сегодня на рынке – главный фактор, более важный, чем низкие цены.

– В каких областях бизнеса ТРИЗ получил наибольшее распространение?

– В первую очередь, компании используют ТРИЗ в области R&D, во вторую – в производстве, в третью – в управлении бизнес-процессами. К слову, по третьему направлению достаточно успешно работает российская школа ТРИЗ (например, известный проект «ТРИЗ-ШАНС» под руководством моего ученика Игоря Викентьева). Однако на Западе для улучшения бизнес-процессов ТРИЗ применяется реже, поскольку там очень высока конкуренция, как между консалтинговыми компаниями, так и между методами, которые они используют. Что касается R&D и производства, то исторически теория решения изобретательских задач впервые начала применяться для усовершенствования механических и гидравлических систем. Затем ее стали активно брать на вооружение производители электротехники и электроники, в т.ч. мировые бренды. Сейчас намечается бум на рынке информационных технологий. Но, вообще, у ТРИЗ нет принципиальных отраслевых ограничений: опираясь на эту методологию, опытный специалист сумеет решить любую техническую или бизнес-задачу и в аэрокосмической корпорации, и на заводе по производству комбикормов, как говорится «от чипов до чипсов».

– Может ли ТРИЗ решать задачи, например, из области повышения продаж?

– Да, двумя способами. Бывает, для роста продаж достаточно изменить маркетинговую «упаковку» продукта. Специалист по ТРИЗ анализирует преимущества и недостатки товаров, представленных на рынке – и предлагает заказчику способы, позволяющие выпятить достоинства его продукта, либо находит новые способы продвижения и применения товара, которые никому раньше не приходили в голову. Но, зачастую, намного больший экономический эффект дает доработка товара и технологии его производства, его оснащение новыми функциями, свойствами, снижение себестоимости и ресурсоемкости производства либо разработка совершенно нового товара. Тут важно добиться, чтобы заказчик в лице топ-менеджера компании не ограничивал круг общения специалиста по ТРИЗ отделами маркетинга и продаж, а позволил выйти на уровень конструкторских и производственных служб и своей «политической волей» поддержал необходимые технологические изменения.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...