Разговоры о необходимости новой международной резервной валюты становятся все более актуальными. Но оправданы ли рассуждения о надежности альтернативы доллару? Главным претендентом на замену "американцу" называют юань. Однако для этого Китаю нужно не только либерализовать финансовые рынки, но и сделать самое трудное - осуществить переход к демократии. В этом уверен профессор экономики Университета Калифорнии Барри Эйченгрин.
В прошлом месяце Китай снова бросил вызов Соединенным Штатам. В Южно-Китайском море появился первый авианосец китайского производства. Однако Китай пытается усилить свои международные позиции не только путем наращивания военной мощи. Тема резервной валюты стала все чаще всплывать в прессе.
Теперь стало известно, что курс юаня достиг максимальной отметки к доллару за 19 лет. Китайская валюта пока более чем в 6 раз дешевле американской, но вес юаня на международной арене растет значительно быстрее его стоимости.
На продвижение роли китайского юаня политики КНР идут сознательно. Но постоянно, как гласит китайская пословица, "натыкаются на камни, когда пересекают реку".
Сначала власти Поднебесной разрешили отечественным компаниям пользоваться национальной валютой в пограничных торговых пунктах. После того как иностранные фирмы, импортирующие в Китай, стали расплачиваться юанями, объем денег на счетах в гонконгских банках резко возрос.
Это привело к следующему шагу: иностранные фирмы, желающие инвестировать в Китай, стали обязаны задействовать эти депозиты путем выдачи облигаций, номинированных в юанях. Кроме того, иностранцам позволили инвестировать в долговой рынок Китая, используя в расчетах юань.
Чем больше вес китайских денег, тем чаще страны и компании будут выпускать "юаневые" бонды. Изменить такую динамику способна только "жесткая посадка" экономики КНР.
В середине прошлого года Китай объявил о планах позволить банкам Гонконга выдавать кредиты в юанях компаниям в Шэньчжене, городе, граничащем с Гонконгом, таким образом открывая город всему миру.
Наконец, одним из недавних шагов экономических властей Китая стало подписание ряда соглашений о валютном свопе с Филиппинами, Южной Кореей, Японией и Австралией.
Три года назад количество юаневых сделок составляло 1% от внешнеторговых операций КНР. Этим летом – уже 12,4%.
Но что реально должен сделать Китай, чтобы юань действительно стал международной резервной валютой? Ответ, на взгляд Барри Эйченгрин, состоит в том, как Китай решит 4 основные задачи.
Во-первых, Китай должен построить более ликвидные финансовые рынки. Его долговой рынок остается маленьким, а объем торгов довольно долго держится на низком уровне, потому что большинство облигаций держатся до погашения именно отечественными инвесторами. То есть первая задача китайских властей связана с либерализацией финансовых рынков, которая позволит международным инвесторам нести свои деньги в Китай, а не в США.
Инвестор всегда рассуждает, куда вложить сбережения и делает выбор в пользу наиболее ликвидного рынка - рынка казначейских облигаций США. Это одна из причин, почему доллар остается резервной валютой.
Во-вторых, все будет зависеть от Китая и его перехода к более открытому счету движения капитала. В истории можно найти достаточное количество примеров, как стремительный переход к либерализации движения капитала сопровождался финансовыми кризисами. Падение Китая жертвой подобного кризиса вряд ли сыграет на руку Китаю, чтобы его валюта стала новой резервной валютой.
В-третьих, перспектива юаня стать международной резервной валютой будет зависеть от того, как Китай справится с замедлением своего экономического роста. Если просадка будет мягкой, то шансы есть.
Однако самый серьезный вызов для Китая и трансформации его национальной валюты в международную – политическая система страны. Фунт стерлингов и американский доллар, основные международные и резервные валюты в XIX и XX вв. соответственно, были выпущены в странах демократии. Как в Великобритании, так и в США существуют демократические процедуры выборов, которые ограничивают произвол исполнительной власти. Именно таких институтов нет в политической системе Китая.
Одна из причин, почему либеральная политическая система имеет значение для международного статуса валюты, такова, что демократически избранные правители являются наилучшим гарантом соблюдения взятых на себя обязательств, что крайне необходимо для разработки стабильных и ликвидных финансовых рынков.
Инвестор вкладывает деньги туда, где знает, что его частная собственность не будет экспроприирована. А если и будет экспроприирована, то политик после таких действий будет наказан и уйдет из власти. Не менее важно и уважение прав кредиторов. Это дает гарантии отечественным и иностранным инвесторам (как частным, так и государственным).
Но достаточно ли установить ограничения на исполнительную власть и гарантировать права инвесторов без проведения полноценного перехода к демократии?
До сих пор ограничения на принятие решений генеральным секретарем Коммунистической партии Китая, высшего должностного лица страны, были ограничены весьма условно. Но ситуация начинает меняться. Генеральный секретарь в большей степени сдерживается другими органами КПК. Встречи на Всекитайском собрании народных представителей становятся все менее торжественными и более содержательными.
Другие государственные чиновники, принимающие решения, в свою очередь все чаще ограничиваются требованиями прозрачности и раскрытия информации. Общественные движения, которые ведут свою деятельность в интернете, все чаще заставляют улучшать условия труда и экологические стандарты. Так почему бы и не улучшить права инвесторов?
С начала XIX века ведущими мировыми валютами обладали страны с демократической политической системой, где произвольные действия официальных лиц были ограничены соответствующими законами. Такая система всегда располагала к себе инвесторов.
Это не означает, что в Китае должна случиться "демократическая весна" или революция, прежде чем юань станет одной из ведущих международных и резервных валют. Однако это точно значит, что полномочия Всекитайского собрания, законодательного органа страны, должны укрепляться, а общение граждан с государством должно стать прозрачным и простым. Тогда валюта Китая сможет достигнуть своих монетарных целей.