Курсы валют: USD1 USD: 3.2954 EUR1 EUR: 3.4694 RUB100 RUB: 3.3885 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USDUSD: 0.0000 EUREUR: 0.0000 RUB100 RUB: 0.0000 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 CNY10 CNY: 0.0000 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Ставка рефинансирования: bank9.5% (28.06.2023);

Прогноз на 2012 год: инфляция - 40-50%, ослабление рубля - 30-40% к доллару

2166
5 минут
Прогноз на 2012 год: инфляция - 40-50%, ослабление рубля - 30-40% к доллару

Делать прогнозы сейчас кажется делом довольно неблагодарным, однако и без прогнозов обойтись никак нельзя.
Выход из этой ситуации довольно прост: прогноз должен быть изменчивым, должен постоянно меняться при появлении новых данных и тенденций, предсказание которых, в принципе, невозможно.

Собственно, эксперты знают это, поэтому постоянно пересматривают свои предсказания. А вот обычные инвесторы очень часто не понимают «изменчивости» прогнозов, и решив, что они поняли ситуацию, поверив тому или иному аналитику, перестают следить за рынком. Поэтому когда ситуация меняется, инвесторы часто не замечают этого и теряют деньги.

С учетом поправки на изменчивость прогнозов, можно обнаружить, что ситуация в экономике и финансах Беларуси довольно предсказуемая.

Вернемся в начало 2011 года. Отрицательное сальдо внешней торговли тогда резко возросло, но никакой катастрофы и близко не было. Более того, население активно наращивало рублевые сбережения и возвращало выведенные в ходе президентских выборов валютные средства в банки. Золотовалютные резервы страны были довольно велики – около 4 млрд. USD (в определении МВФ) и вполне обеспечивали несколько месяцев спокойной работы экономики.

То есть девальвации можно было бы избежать — страна потеряла бы около 3-4 млрд. USD резервов, и сейчас после продажи акций Белтрансгаза, они составляли бы всего около 4-5 млрд. USD, но у нас была бы стабильно работающая экономика, зарплата составляла бы долларов 400-450, а инфляция — несколько процентов за год.

Но был принят другой вариант: сохранить резервы за счет снижения зарплаты населения.

То есть, валютный кризис в Беларуси произошел не потому что ситуация в экономике вдруг стала тяжелой, а потому что руководству страны вдруг стало жалко резервов. И об этом стало своевременно известно –- президент Беларуси приказал Нацбанку прекратить продажу зарабатываемой некоторыми предприятиями валюты "кому попало" в конце февраля, сообщив об этом на совещании с новым правительством 25 февраля. Вероятность девальвации рубля после этого резко возросла. Пока это было осуществлено на практике, прошел еще почти месяц.

То есть, было достаточно времени для того, чтобы перевести свои рублевые сбережения в валютные. Более того, после того как 22 марта Нацбанк прекратил продажу валюты на бирже для продажи ее населению, еще несколько дней в банках можно было купить валюту почти без проблем.

Но процесс девальвации уже начался. Зарплату населения, как теперь понятно, надо было снизить примерно до 300 USD, то есть требовалась девальвация всего на 30-40% (при замороженной зарплате). При этом инфляция за год составила бы 30-40%, не было бы дефицита и всевозможных волнений.
Но тут была совершена серьезная ошибка. Руководство страны решило, что надо сэкономить не только валюту резервов, но и валюту государственных предприятий, поэтому продажа валюты была ограничена не только на бирже, но и на внебиржевом рынке, где государственными предприятия старались продавать валюту таким же предприятиям, а в свободную продажу валюты поступало очень мало.

В результате курс рубля начал формироваться на крайне узком сегменте внебиржевого рынка (с низким предложением), и курс опустился намного ниже возможного равновесного уровня. Чтобы остановить падение курса рубля, достаточно было перевести все сделки с внебиржевого рынка на бирже, что и планировалось сделать в апреле.
  Но 26 апреля стало известно об отказе от этого. В результате началось формирование инфляционно-девальвационная спирали, когда ослабление рубля вызывало рост цен и зарплат, а последние толкали девальвацию выше. Девальвация в таких условиях могла стать бесконечной.

Это было понятно сразу. Но у руководства страны на понимание этого ушло намного больше времени, и только в сентябре сделки с внебиржевого рынка были переведены на биржу, и государственные предприятия вновь начали продавать валюту "кому попало" (с 14 сентября была введена дополнительная торговая сессия на БВФБ).   
После этого ситуация на валютном рынке постепенно стабилизировалась. Итог: девальвация — 2,8 раза, инфляция — более 100% за год, зарплата вышла на равновесный уровень 270-300 USD.

Правительство и Нацбанк рассчитывают на восстановление стабильности, запланировав инфляцию на 2012 год на уровне 20%. При этом девальвация должна оказаться ниже этого уровня.

При отсутствии эмиссионного кредитования и замораживания заработных плат эти цифры казались вполне реальными, может немного заниженными – процентов на 10.
  Но кто-то в руководстве страны решил провести еще один эксперимент: с 1 января тарифная ставка первого разряда повышается до 200 тыс. BYR, что должно обеспечить рост уровня заработной платы работников бюджетных организаций в среднем на 19,4%. Можно ожидать, что и во внебюджетных организациях зарплаты пойдут вверх.

Таким образом, при текущем уровне курса рубля по отношению к доллару, величина заработной платы вырастет в начале 2012 года примерно до 360 USD, то есть на 20-30% выше равновесного уровня. А это значит, что развитие инфляционно-девальвационной спирали продолжится. Рост зарплат приведет к увеличению импорта и ослаблению рубля, а это — к новому росту цен.

Но протекать это будет не так, как в 2011 году, когда курс рубля формировался на внебиржевом рынке в условиях относительно дешевых рублевых ресурсов. Сейчас он формируется на биржевой сессии, где осуществляются практически вся продажа валюты предприятиями, к тому же в условиях дорогих рублевых ресурсов и моратория на повышение заработной платы сверх темпов инфляции (в реальном выражении правительство рассчитывает на увеличение зарплаты только на 5%).

То есть, можно рассчитывать, что ослабление рубля и инфляция будут постепенными и продляться только до возвращения к равновесному значению зарплаты в 270-300 USD.
А это значит, что инфляция в 2012 году вырастет как минимум на 20% по сравнению с ожидаемым уровнем и достигнет 40-50%. Не удастся снизить до запланированного уровня и ставку рефинансирования. И белорусский рубль ослабеет в большей степени, чем мог бы. Без увеличения зарплаты он опустился бы еще на 10-20%, сейчас же можно рассчитывать на 30-40%.

То есть рублевые вклады еще должны обеспечить положительный доход в 2012 году, но их привлекательность значительно снизилась.

Данный прогноз справедлив на дату его написания — 3 января 2012 года. Если руководство страны еще решит поэкспериментировать, то прогноз надо будет изменить, причем, возможно, очень резко и существенно.
  Если правительство продолжит увеличение зарплаты и госрасходов, то уровни инфляции и девальвации возрастут, а если президент разрешит использовать золотовалютные резервы для поддержания курса рубля, то инфляция и девальвация могут оказаться ниже, чем ожидается сейчас.
 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...