Приватизация «Газпрома» в ближайшие 10-15 лет и без серьезных реформ холдинга невозможна, а «Роснефть» может быть продана уже через несколько лет, считают опрошенные агентством «Прайм» эксперты. Они не исключают предвыборного подтекста в заявлениях на этот счет премьер-министра Владимира Путина, но уверены – если приватизация в нефтегазовом секторе состоится, buy-back ВТБ преградой для инвесторов не станет.
Глава правительства на встрече с политологами в понедельник высказал мнение о том, что приватизация нефтегазового сектора России с его чрезмерной монополизацией и высокой социальной нагрузкой пока преждевременна. При этом он дал понять, что «Газпром» и другие нефтегазовые компании могут быть приватизированы в перспективе – ранее российские власти отвергали такую возможность в принципе.
Эксперты сошлись во мнении, что в нынешнем виде приватизация «Газпрома» невозможна. Аналитик инвестиционной компании «Атон» Вячеслав Буньков полагает, что сначала необходимо создать рыночные механизмы работы, разделив компанию на транспортные, добывающие и продающие подразделения, по принципу недавней реформы в энергетике.
Все это невозможно без контроля со стороны государства. «Как только произойдет данное преобразование, начнет реально работать газовый рынок, можно будет говорить и о приватизации», - считает Буньков. На структурные реформы «Газпрома» он отводит порядка 10 лет, с учетом его приватизации – 10-15 лет.
Аналитик инвесткомпании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров отметил, что холдинг отнюдь не стремится утратить свои монопольные позиции. «У него есть очень влиятельное лобби, вряд ли он захочет потерять статус монополиста по экспорту, транспортировке и добыче 80% газа в РФ, во всяком случае, сам на это не пойдет», - рассуждает он.
С другой стороны, холдинг сейчас достаточно стабилен, демонстрирует рост доходности, исправно обеспечивает себя заказами и поставляет средства в бюджет. К нему нет претензий и нет пусковых механизмов для раскручивания маховика приватизации, дабы «распилить» «Газпром» на кусочки, отмечает Нестеров.
Учитывая, что холдинг по стоимости до сих пор не вышел на докризисный уровень (332 миллиарда долларов на конец 2007 года), а также тот факт, что предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков, время для его приватизации еще не пришло, считает аналитик ФГ «Калита Финанс» Елена Туржанская.
В то же время она напомнила, что «Газпром» - самая дорогая компания России, ее капитализация – 141 миллиард долларов, по этому показателю она занимает седьмое место в мире.
«Камнем преткновения» для дальнейшего роста капитализации холдинга, вероятно, станут масштабные инвестиционные проекты. Так, в ближайшие восемь лет монополия собирается инвестировать в завершение основных трубопроводных строек 400 миллиардов рублей. Таким образом, скорее всего, приватизация «Газпрома» возможна не ранее чем через несколько лет, полагает Туржанская.
По мнению Нестерова, заявления Путина по поводу приватизации нефтегазового сектора являются частью предвыборного пиара. «Конкретных результатов от них в обозримом будущем ждать не приходится. Раньше в правительстве были сторонники либерализации «Газпрома» - Греф и Кудрин, сейчас либеральный блок там в целом слаб», - полагает он.
Туржанская согласна с мыслью, что слова Путина являются неофициальным пунктом в предвыборной программе кандидата в президенты.
«Разговоры о нерыночной российской экономике и методах ее демонополизации всегда актуальны, а тем более - в преддверии выборов. В этом смысле готовность к широкомасштабным преобразованиям может привлечь внимание электората. Кроме того, приватизация «Газпрома» служит сигналом для западных инвесторов: вполне вероятно, что ведутся закулисные переговоры с влиятельными партнерами», - отмечает она.
Ситуация в нефтяном секторе несколько иная, констатируют эксперты. «Здесь уже есть примеры успешно работающих частных компаний – ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и т.д. Поэтому приватизация здесь возможна, и она пройдет проще, чем в случае с «Газпромом». Другое дело, что рынок сейчас неочевиден, поэтому процесс может занять до пяти лет», - считает Буньков.
По мнению Нестерова, сейчас капитализация «Роснефти» низка, кроме того, компания должна осуществить проверку своей деятельности по добыче и переработке, что потребует дополнительных капиталовложений и вызовет рост задолженности. Привлекательность «Роснефти» для инвесторов сейчас ниже, чем пару лет назад, и продать ее за хорошие деньги пока не удастся.
«С другой стороны, речь ведь идет не о полной продаже, а лишь о доведении доли государства до контроля, так что не исключено вхождение крупных стратегических инвесторов или зарубежных партнеров. Но такие сделки возможны лишь за пределами ближайшей пары лет», - полагает эксперт «Тройки Диалог».
Эксперты уверены, что приватизация части пакета акций пошла бы «Газпрому» на пользу. «В будущем преимуществом такого шага является возможность более эффективного управления предприятием как коммерческой организацией. Государственные компании проигрывают конкурентную борьбу вследствие своей неповоротливости, отсутствия стимулов и идей», - рассуждает Туржанская.
По ее словам, реформирование газового сектора, приход иностранных инвесторов могут качественно улучшить показатели работы предприятия. А главный минус приватизации - возникновение конфликта интересов между акционерами и рост цен в рыночных условиях.
«Безусловно, для роста эффективности «Газпрома» его разделение на производящие и добывающие активы, выделение транспортировки и формирование конкурентной газовой отрасли станут плюсами», - рассуждает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.
По мнению экспертов, претенденты на нефтегазовые активы найдутся. «Прежде всего, это иностранные или крупные российские стратегические инвесторы. «Газпром» и другие для них весьма интересны, притом исходя из текущей конъюнктуры, могут быть оценены довольно невысоко», - считает Буньков.
Ситуация с госбанком ВТБ, который в 2007 году провел народное IPO по цене 13,6 копейки за акцию, а теперь собирается выкупить свои акции у миноритариев обратно, не станет для инвесторов препятствием к потенциальной покупке акций «Газпрома», поскольку ситуации принципиально разные, полагают эксперты.
Буньков, в частности, называет пример с ВТБ не совсем удачным. «Там было много физлиц, не умеющих просчитывать риски, плюс наложился кризис», - пояснил эксперт «Атона». Стратегические же инвесторы заинтересованы скорее не в рыночной прибыли, а в долгосрочных вложениях, а для этой цели нефтегазовые активы весьма неплохи, отметил он. Среди институциональных инвесторов buy-back ВТБ точно не будет воспринят как прецедент, уверен эксперт.
ВТБ – особый случай, рассуждает Гуриев. Приватизировать часть пакета «Газпрома» будут не в формате народного IPO, а среди портфельных и стратегических инвесторов. Они понимают, что гарантий вложения в акции не бывает, осознают свою ответственность и тщательно просчитывают все риски перед сделкой. Поэтому и вопросов по поводу возвращения акций по цене покупки в любом случае не будет, заключил он.