Ежегодная конференция «Кастрычніцкі эканамічны форум», тема которой в этом году - «Экономика Беларуси: снова перед выбором», собрала в Минске известных экономистов со всей страны и мира. Выступление помощника президента по экономическим вопросам Кирилла Рудого стало одним из самых обсуждаемых, что не удивительно - спикер рассказал аудитории «Почему реформы не получатся (в Беларуси в 2016-м году)». «Дело» публикует основные тезисы выступления помощника президента.
Нельзя категорически заявлять, что в последние годы в Беларуси ничего не происходит.
Во-первых, экономика меняется естественным образом: развивается частный сектор и малый бизнес, наблюдается ежегодный прирост прямых иностранных инвестиций. Кроме того, можно отметить тенденцию к сокращению доли сельского и лесного хозяйства в ВВП.
Во-вторых, предпринимаются попытки осуществить структурные реформы со стороны органов государственного управления путем модернизации отдельных отраслей. Так в 2013-2014 годах создавались специальные межведомственные рабочие группы по реформированию строительной отрасли, сельского хозяйства, коммунальной сферы. За последние годы было принято множество декретов и директив, направленных на развитие предпринимательства и малого бизнеса.
Таким образом, стоит признать, что реформы идут, пусть неустойчиво, со смешанными последствиями, но идут.
Что касается обстоятельств, препятствующих реформированию отечественной экономики, то их я могу выделить пять.
Для широкой массы людей необходимость реформ неочевидна
Для многих граждан и пессимистичные прогнозы экспертов, и мировые катаклизмы неочевидны, особенно если их трудно ощутить на себе. Да и сами реформы зачастую ассоциируются с переменами в эпоху серьезных катаклизмов - дефицита и карточек в Советском Союзе, голода в Китае 70-х годов, что подталкивало власти к серьезным переменам. В Беларуси ситуация иная, визуально благополучная. Именно поэтому общественный запрос на проведение реформ не ощущается.
Кроме того, реформы неочевидны для людей, принимающих решения. Ведь очень часто реальная ситуация им в полном объеме не докладывается. Тут сказывается и элемент ответственности, и элемент страха.
«Реформы проводят, когда нет денег»
В Беларуси есть крупные налогоплательщики - банки, частные компании, обеспечивающие поступление денег в бюджет. Кроме того, в качестве источников финансирования выступают иностранные банки, международные финансовые организации. Поэтому необходимость срочно что-то менять остро не ощущается. Основной тактикой остается получение результатов с помощью изощренных финансовых манипуляций. Они дают краткосрочный эффект и потому считаются действенными.
Ставка делается при этом на некое неизвестное благоприятное событие - вроде роста цен на нефть или укрепление российского рубля, что ложится в основу стратегии.
Отсутствие внешних стимулов для страны
Я проанализировал опыт проведения реформ в 12 странах Центральной и Восточной Европы, и могу отметить, что все они имели один и тот же стимул - вступления в Евросоюз. Причем, интересно, что по оценке ЕБРР, все страны, кроме Латвии, после вступления в ЕС приостановили структурные реформы, а некоторые вернулись обратно к «менее рыночному» управлению.
Какие же внешние стимулы существуют для Беларуси? Замедление региональной экономики, падение цен на нефть, усиление влияния России. Но ведь если рассуждать объективно: Беларусь живет в этих условиях не первый год.
Кто будет проводить реформы?
Перегрузка текущими проблемами не оставляет времени на принятие стратегических решений. И сегодня вопрос, кому же делегировать проведение этих реформ остается открытым. Кто у нас имеет опыт, образование, чтобы провести реформы по-рыночному, по-западному? Западный костюм надо отличать от западных мозгов. У нас достаточно финансистов, экономистов, инженеров, способных реализовать лучшие практики реформ, но как они будут уживаться и работать с силовиками, правоохранителями и хозяйственниками советской школы?
В качестве последнего обстоятельства, влияющего на реформирование экономики в Беларуси, можно отметить тот факт, что средний класс в Беларуси неустойчивый и он гораздно меньше, чем в развитых странах.
Получатся реформы в Беларуси в 2016 году или нет, можно будет увидеть только из официальных документов правительства с планами на следующий год. Мы увидим изменились ли подходы к поддержке убыточных предприятий, директивному планированию, кредитованию, увеличились ли расходы на соцзащиту. Если в бюджете принципиально ничего не поменяется, реформы не получатся.
фото: Наша Ніва