С 1 июля в республике начнет работу система учета электронных счетов-фактур. Нововведение коснется 130 тысяч плательщиков НДС по всей Беларуси.
Как это работает?
Автоматизированная информационная система «Учет счетов-фактур», которая внедряется с 1 июля 2016 года по инициативе МНС, разработана в виде единого портала www.vat.gov.by. Новая система позволяет совершенно бесплатно сверить необходимую документацию, автоматически произвести расчеты и выявить ошибки в заполнении обязательных форм учета НДС.
Для работы в системе плательщик должен зарегистрироваться в личном кабинете. В дальнейшем авторизация плательщика происходит с помощью личного ключа электронной цифровой подписи. Причем при авторизации между компьютером пользователя и порталом будет устанавливаться защищенное соединение, что обеспечит полную безопасность данных.
В случае возникновения вопросов по работе с системой плательщики могут обратиться в контактный центр (по номеру 110), который уже начал работать в тестовом режиме. Кроме того, разработчики программного продукта подготовили подробные видеоинструкции по работе с функционалом портала.
«Пока контакт-центр принимает звонки с 8.00 до 18.00 по будним дням, но уже с 1 июля он будет работать в режиме 24/7», - рассказала руководитель контакт-центра портала АИС «Учет электронных счетов-фактур» Ольга Кузьмицкая. - Специалисты контакт-центра готовы ответить на вопросы по техническому взаимодействию с порталом. Вопросы по методологии (все что касается цифр или правильности расчетов) будут перенаправляться в налоговые инспекции».
Для интеграции портала с существующими учетными (бухгалтерскими) системами (например, 1С), разработчики проекта предусмотрели бесплатное приложение, позволяющее встроить бухгалтерскую систему в АИС «Учет счетов-фактур». Доработанные учетные системы позволят импортировать отчетные данные, подписывать и осуществлять обмен счетами-фактурами с порталом.
Как подчеркнул руководитель проекта АИС «Учет электронных счетов-фактур» СООО «Белорусские облачные технологии» (оператор beCloud) Антон Кунцевич, одновременно на портале смогут работать более 150 тысяч пользователей.
Зачем это нужно?
По мнению экспертов, новая система поможет ускорить процесс обмена счетами-фактурами между контрагентами, а также обеспечит прозрачность в налоговом администрировании НДС.
«Введение электронных счетов-фактур поможет повысить прозрачность финансовой отчетности, минимизировать риск сокрытия налогов. Плательщикам новая система даст возможность проверки и корректного отражения показателей в налоговых документах, предупреждения в режиме реального времени о контрагентах, осуществляющих деятельность с повышенным предпринимательским риском. Нововведения позволят снизить число ошибок и избежать привлечения к ответственности. Добросовестные плательщики, у которых не будут выявляться нарушения, смогут избежать дополнительных проверок по уплате НДС», - отметила начальник отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Светлана Новикова.
В ходе исследования консалтинговой компании «PricewaterhouseCoopers» (PwC) представители бизнеса 27 стран Евросоюза назвали главным преимуществом такой системы осуществление полного комплекса электронного взаимодействия в цепи поставок товаров и услуг, и, как следствие, повышение эффективности бизнеса. Кроме того, респонденты отметили сокращение издержек компании, ускорение оплаты контрагентами и сокращение числа споров.
В целом, эксперты сошлись во мнении, что внедрение автоматизированной электронной системы управления налоговыми документами является естественным и логичным шагом при переходе к цифровой экономике.
На текущий момент подобные системы действуют более чем в 50 странах мира. В частности, электронный документооборот при взимании НДС с использованием электронных счетов-фактур используется в странах Европейского союза с 2004 года, Азербайджанской Республике - с 2010 года, Российской Федерации - с 2012 года, Республике Казахстан - с июля 2014 года.
Марина Кирченко, delo.by