Само снижение ставки рефинансирования уже относится к мягкой или стимулирующей денежно-кредитной политике. С начала года ставка постепенно снижалась с 45 до 30,5%, в то время как в прошлом году она выросла с 10,5% до 45%. Поэтому жесткой, по критерию регулирования ставки процента, можно назвать политику прошлого года, но никак не текущего.
Кроме того, жесткая денежно-кредитная политика подразумевает поддержание определенного размера денежной массы. Но и по этому критерию политику Нацбанка даже приблизительно нельзя назвать жесткой.
Только за семь месяцев т.г. рублевая денежная масса M2 (наличные деньги в обороте и депозиты физических и юридических лиц в нацвалюте) была раздута до Br59,1 трлн., увеличившись с начала года на 36,2%. Широкая денежная масса M3 (рублевая денежная масса плюс депозиты в инвалюте, ценные бумаги банков и депозиты в драгоценных металлах) достигала уровня Br140,1 трлн. (рост на 25,9%).
За аналогичный период прошлого года данные показатели продемонстрировали рост на 34,43% и 38,8% соответственно. Согласно постановлению правления Нацбанка от 26 декабря 2011г., устанавливающему прогнозные показатели банковской системы страны, рублевая денежная масса в 2012г. должна была вырасти только на 21-25%, а широкая денежная масса - на 22-24%.
Получается, что Нацбанк за полгода не только провалил выполнение прогнозных показателей, но и ухудшил их по сравнению с прошлым годом.
Еще один показатель, с помощью которого можно оценивать денежно-кредитную политику страны, - нормативы обязательных резервов. Они показывают, сколько процентов от поступающих в банки средств физических или юрлиц в национальной и иностранной валюте должны обязательно оставаться на счетах банков. Чем выше нормативы, тем надежнее банковская система, но тем меньше средств может направляться в экономику с помощью кредитования.
Нацбанк вправе регулировать данные нормативы и устанавливает их в зависимости от экономической ситуации в стране. Если его политика направлена на сдерживание инфляции и проведение жесткой монетарной политики, то он повышает нормативы обязательных резервов и не позволяет коммерческим банкам увеличивать денежную массу с помощью фидуциарных кредитов.
Увы, несмотря на заявления о жесткой денежно-кредитной политике, Нацбанк с начала 2000-х гг. держит нормативы на очень низком уровне: 0% - по средствам физлиц, 10% - по средствам юрлиц и 10% - по средствам в инвалюте. Ситуация в банковском секторе была бы куда стабильнее, если бы нормативы фиксировались на уровне 2002г.: 14%, 16% и 12% соответственно.
В условиях фиктивной жесткой денежно-кредитной политики Нацбанк, проводя очередное снижение ставки рефинансирования и планируя к концу года ее снижение до 20-23%, подвергает экономику Беларуси ряду рисков.
Риск N1. Изъятие населением средств с банковских депозитов. По сравнению с прошлым годом банковские депозиты в белорусских рублях значительно потяжелели, увеличившись на Br21,1 трлн., или на 26,9%. Даже в последние месяцы тенденция не меняется, несмотря на рост инфляции до 12%, снижение ставок по депозитам и т.п. Возникает ощущение, что та часть населения, которая не успела еще вложиться под высокий процент, и та, которая не имела на это средств, а в связи с постоянным повышением зарплат заимела, спешит хоть что-то выиграть в «банковскую рулетку». В случае снижения Нацбанком ставки рефинансирования до уровня, который уже не будет удовлетворять вкладчиков, они изменят свое решение откладывать потребление на будущее и опустошат свои депозиты.
Средства, которые будут снимать вкладчики, могут уйти в различных направлениях. В случае если они будут направлены на сиюминутное потребление (покупку холодильников, чайников, гречки и т.п.), инфляция не будет обращать внимания на прогнозные показатели в 19-22% и может к концу года значительно их превысить.
Есть второй способ потратить снятые с депозитов средства: обменять на инвалюту. В этом случае неважно, будут ли белорусы хранить ее в коммерческих банках или трехлитровых у себя в квартире, - давление на курс национальной валюты вырастет в разы. И Нацбанку ничего не останется делать, как принимать очередное сложное решение: девальвировать или не девальвировать?
Риск N2. Избавление коммерческих банков от излишней ликвидности. Уже сейчас известно, что коммерческие банки страдают от излишней ликвидности - не спасает даже постоянное изъятие Нацбанком Br2-4 трлн. На сегодняшний день на счетах главного денежного регулятора страны на постоянной основе находится около Br4,1 трлн. Столь огромное накопление средств в банках связано в первую очередь с одновременно высокими ставками по депозитам и значительно увеличенной денежной массой.
Во-вторых, с начала года Нацбанк проводил операции по покупке излишек валюты на бирже, образовавшихся в результате улучшения внешнеторгового сальдо. Судя по всему, он осуществлял покупку за счет эмиссионных средств, которые шли на счета коммерческих банков.
Банки быстрее населения ориентируются в процентной политике государства и оценивают риски своих потерь. Поэтому именно коммерческие банки в случае достижения процентной ставкой уровня, когда станет не выгодно хранить средства в белорусских рублях, будут переводить свои ликвидные активы в инвалюту. И мало какие действия Нацбанка по управлению ликвидностью смогут предотвратить последствия повышения давления на курс рубля.
Риск N3. Снижение ставки рефинансирования сделает доступным кредитные ресурсы для многих проектов, которые прежде были неэффективны с точки зрения окупаемости. Коммерческие банки с удовольствием будут расставаться с излишней ликвидностью, а Нацбанк и правительство - поощрять рост кредита из-за растущей в связи с этим деловой активности.
Но если в краткосрочной перспективе все выглядит довольно радужно, то в долгосрочной ожидается неминуемый рост спроса на инвестиционные товары, что станет причиной роста инфляции.
Предприниматели могут пойти и другим путем: брать кредиты для осуществления закупок импортного сырья, что, несомненно, вызовет необходимость закупки инвалюты. И в первом и во втором случаях поначалу экономику ждет рост, затем - очередное падение.
Так что, обманывая себя и других, называя свои действия «жесткой денежно-кредитной политикой», можно завести экономику Беларуси в тупик.
Нельзя проводить политику дешевых денег с одновременным увеличением денежной массы после того, как год назад страна испытала на себе влияние двух девальваций и инфляции более чем в 100%. Нацбанку, наоборот, необходимо сосредоточиться на поддержании высоких процентных ставок (не обращая внимания на последствия в виде замедления экономического роста), сокращении денежной массы и использовании в качестве показателя успеха проводимой политики уровень годовой инфляции.