Вот что думают эксперты журнала «Дело».
Андрей Скриба, экономист исследовательского центра ИПМ:
«Главная цель белорусского руководства - добиться отмены существующих пошлин на нефтепродукты (их перечисления в российский бюджет), которые ежегодно составляют около $3 млрд. Что касается всех остальных вопросов, то здесь Беларусь пока имеет преимущество: на фоне конфронтации России и ЕС у белорусских компаний есть возможность улучшить свои позиции. С другой стороны, России также невыгодно вводить ограничения против белорусских предприятий, так как сегодня на российском рынке они играют важную роль - удовлетворяют часть спроса и не дают сильно вырасти ценам. Поэтому думаю, что как только будет решен вопрос с пошлинами на нефтепродукты, документ будет белорусской стороной ратифицирован, а все остальные вопросы будут решаться уже в рамках ЕАЭС».
Татьяна Маненок, колумнист раздела "Макроэкономика" в журнале «Дело»:
«Еще один камень преткновения: так называемая разрешительная система на автоперевозки из третьих стран. Сегодня рынок автоперевозок переживает непростые времена, многие компании-автоперевозчики балансируют на грани нулевой рентабельности из-за падения объемов перевозок в направлении ЕС-РФ, а также внутренних издержек на содержание транспорта в Беларуси (рост цен на автомобильное топливо, последствия утилизационного сбора и т.д.). Либерализация рынка автомобильных перевозок в ЕАЭС позволила бы снять напряжение в этом секторе, а также заметно нарастить валютную выручку от экспорта услуг. Однако весьма сомнительно, что РФ, а также Казахстан готовы к такой либерализации. Страны "тройки" отчаянно спорили по этому вопросу в течение последних 2-3 лет. Автоперевозчики этих стран поддерживают постепенную либерализацию этого рынка, опасаясь, что белорусские автоперевозчики более конкурентоспособны и поэтому "перетянут одеяло" на себя. Не думаю, что белорусской стороне удастся настоять на своем, тем более что Россия и Казахстан по этому вопросу занимают солидарную позицию».
Отметим, что в соответствии с подписанным 29 мая в Астане договором о создании ЕАЭС после вступления его в силу предприятия будут освобождены от повторного учреждения юридического лица в странах-членах ЕАЭС. Лицензии и иные разрешительные документы на осуществление деятельности по оказанию услуг будут признаваться во всех странах ЕАЭС. Также снимаются внутренние таможенные барьеры, объединяются рынки капитала, услуг, рабочей силы и др. А с 2015 года начнется постепенное объединение энергетических, транспортных, финансово-экономических систем.
Соб. инф. Delo.by