Министр экономики Николай Снопков обещает Беларуси технологический и институциональный прорыв.
Проблемы белорусской экономики, о которых на протяжении последних лет твердили независимые экономисты, наконец признаны правительством. На сайте министерства экономики размещен доклад министра экономики Николая Снопкова «О проекте прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год», сделанный им 8 августа на заседании Совета министров. Без ускоренного создания новых высокоэффективных предприятий и структурных реформ Беларусь обречена на стагнацию, а у некоторых административных территорий "нет будущего".
Признав, что в 2012 году наступила относительная макроэкономическая стабилизация, министр вскрыл проблемы белорусской экономики и белорусской экономической модели, которые необходимо решить в ближайшее время, начиная с 2013 года.
«Пройденный период характеризовался опережающим ростом производительности, но с тенденцией замедления... Замедление является следствием того, что инвестиционная деятельность в последние годы не была направлена на изменение технологической структуры производства», – признал Снопков. Прирост ВВП в результате инвестиционной активности составил в прошлом году 0,15%. Это не позволяет существенно повысить и заработную плату, так как производительность труда без внедрения новых технологий не вырастет. Министр связывает будущее экономики Беларуси не с экспортом энергоносителей, а с развитием высокотехнологичных производств.
Удельный вес сложнотехнической продукции в экспорте Беларуси упал с 38,6% в 2006 году до 29,6% в нынешнем, по предварительной оценке. В результате Беларусь теряет старые рынки сбыта, а новые не осваивает. По всем крупнейшим товарным позициям география поставок сократилась. «В чем основная причина потери конкурентоспособности? Это – комфортная жизнь предприятий за счет внутреннего рынка Беларуси под «патронажем» государства. Теперь аналогичная ситуация складывается и на просторах ЕЭП, где три страны создали защитный контур и мы надеемся, что в этих условиях безбедная жизнь продолжится и далее. Но опасность заключается в том, что мы уже теряем позиции в рамках ЕЭП, только не за счет уменьшения емкости рынков наших партнеров, а под воздействием спада интереса к нашей продукции», – заявил Николай Снопков. После вступления России в ВТО конкуренция на российском рынке еще ужесточится, признал министр.
«За три последующих года необходимо создать более двухсот тысяч высокопроизводительных рабочих мест, что составляет около 5 процентов от численности занятых, в том числе в 2013 году потребуется создать 56 тысяч рабочих мест», – заявил Николай Снопков. Но пока инвесторы не спешат в нашу страну создавать там рабочие места.
За первое полугодие нынешнего года поступило $661,1 млн прямых иностранных инвестиций. А ведь в нынешнем году планировалось привлечь $3,7 млрд ПИИ. Всего с 2013 до 2015 года министерство планирует привлечь $17 млрд ПИИ, в том числе в следующем году – $4,5 млрд. Без привлечения такого объема инвестиций, по словам Николая Снопкова, белорусы не получат в 2015 году заработную плату, составляющую 80% от стран– соседей (почему-то этот уровень министерство считает "конкурентным" – BEL.BIZ).
Главный риск для Беларуси, считает министр, – «низкая конкурентоспособность в сравнении с уже созданной в России и Казахстане институциональной основой для развития бизнес-среды, и соответственно, базой долгосрочного развития»... Таким образом, мы проигрываем уже на старте. Республика опять выступает в роли догоняющего, причем, не в новациях, а в фундаментальных принципах экономической политики. После заседания Совмина на рассмотрение президенту был предложен проект законов, внедряющих в Беларуси методы корпоративного управления, разделяющих на государственном уровне функцию регулятора и собственника. Минэкономики также предлагает изменить подходы к госфинансированию, консолидировать в Банке Развития все средства, направляемые на инвестиции, в том числе Фонд финансовой поддержки предпринимателей.
Для выполнения поставленных задач министерство рассчитало и объемы, на которые за ближайшие три года должны прирасти предприятия ведущих министерств и концернов. Минпрому необходимо ежегодно расти по производительности на 10,4%, инвестициям – на 45%, экспорту – на 22%. Минсельхозпроду – соответственно, на 19%, 39% и по экспорту – ориентир определен Александром Лукашенко – $8 млрд.
Министр сформулировал новые "цели развития". Ими являются: прямые иностранные инвестиции на чистой основе, добавленная стоимость, сальдо внешней торговли, заработная плата. «Эти четыре показателя формируют "внутренний и внешний баланс", являются показателями роста. Весь перечень показателей, доводимых ранее, нацеливал на выполнение второстепенных параметров и, на наш взгляд, отвлекал от решения основных задач. Поэтому Министерство экономики предлагает на 2013-2015 годы определить показатели, по которым будет оцениваться эффективность работы руководителей госпредприятий и госорганов», – заявил Снопков. Показатель роста ВВП министром также озвучен – 8,5% на будущий год, но это должно стать следствием структурных реформ, инвестиционной активности и синергетического эффекта этих составляющих.
Министерство экономики по сути предлагает начать трансформацию белорусской экономической модели, не затрагивая основ. Ничего не сказано о приватизации – а каким образом иначе привлечь в нынешних условиях рецессии ПИИ? Откуда взять такое количество эффективных менеджеров на государственные предприятия? И, наконец, зачем планировать показатели для каждой отрасли и региона, как и во времена СССР, если продекларировали переход на индикативное планирование? Однако стоит признать – министр и министерство проявили недюжинную смелость, предложив правительству и президенту эволюционный путь реформ и взяв на себя ответственность за их реализацию. Это уже не первый план реформ, которые предлагает команда из правительства, все предыдущие заканчивались провалом и новым витком усиления госрегулирования. Возможно, нынешним реформатором больше повезло со временем – действительно, прятать голову в песок, утверждая, что белорусская экономическая модель основана «не на революционной ломке прежних устоев, а на совершенствовании сложившейся экономической базы», дальше не представляется возможным. Оказалась – устои обветшали от времени, а "база" устарела еще позавчера.