Белорусские компании не имеют привычки проводить исследования на предмет узнаваемости своих брэндов, поэтому определить, какие же из них наиболее узнаваемы за рубежом, можно лишь субъективно. Например, определенные выводы можно сделать по данным рейтинга украинского агентства MPP Consulting «БелБрэнд 2013», в который вошли сто лучших белорусских брэндов. Украинские эксперты попытались рассчитать потенциальную стоимость белорусских брэндов, ориентируясь не только на успешность компаний, но и на их расходы в области маркетинга.
Согласно этим данным, в число наиболее узнаваемых белорусских брэндов за рубежом входят всего несколько компаний. К примеру, СП «Санта Бремор», которая более 60% своей продукции отправляет на экспорт и имеет потенциальную стоимость своего брэнда в $72 млн. Могут претендовать на узнаваемость своих брэндов за рубежом: ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Савушкин продукт», ООО «Конте Спа», ЗАО «Милавица».
– В Беларуси в последнее время приостановился процесс создания новых брэндов, – рассказывает генеральный директор группы компаний SATIOВладислав Иванский. – В основном белорусские производители предпочитают заниматься продвижением уже существующих брэндов, потому что создание нового требует достаточно больших ресурсов. Что касается продвижения брэндов за рубеж, то белорусские компании не создают марки товаров и услуг, нацеленные на европейский рынок или на экспорт. Нет такого разграничения, когда один брэнд разрабатывается для внутреннего рынка, а другой - для рынка Европы или России. Если какой-то брэнд зарекомендовал себя на внутреннем рынке, то его пробуют продвигать и на экспорт.
Чаще всего белорусские компании обращаются к профессиональным маркетологам, когда терпят убытки или испытывают сложности с реализацией товаров и услуг. Тем не менее, грамотное продвижение брэнда может стать для компании эффективным инструментом продаж и завоевания новых рынков. Еще одно важное условие продвижения любого брэнда за рубеж – широкое присутствие товара на полках магазинов. Если товар есть в продаже, то о нем будут говорить, и он завоюет доверие. Именно по такому принципу действует компания Milavitsa, где для продвижения своей продукции и брэнда была выбрана франчайзинговая модель. Компания предложила бизнесменам со всего мира купить белорусскую франшизу на условиях отсутствия вступительного взноса и роялти. Как результат – сейчас работает более 550 магазинов Milavitsa в 23 странах мира.
Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Транспорт и логистика».