Социальные сети вот уже несколько лет переживают настоящий бум. За достаточно короткий срок они стали практически неотъемлемой частью нашей жизни, причем не только частной, но и профессиональной. Неудивительно, что видя эту тенденцию, и успехи Цукерберга и Дурова, многие задумываются о создании собственной соцсети. Если и вы в их числе – этот материал именно для вас. О том, с чем пришлось столкнуться на пути к созданию успешной модели соцсети в Беларуси, рассказал Александр Михалевич, создатель Сообщества Профессионалов kollega.by
В 2011-м году Александр Михалевич, выпускник университета информатики и радиоэлектроники, создал первое в Беларуси деловое интернет-сообщество kollega.by. Основой идеи послужили деловые социальные сети США и Европы – Linkedin и XING. Однако зарубежные модели пришлось адаптировать к потребностям и особенностям белорусских пользователей. В настоящее время в Сообществе Профессионалов kollega.by более 27 тысяч пользователей и каждый месяц эта цифра увеличивается на 1 500 – 2 000 пунктов.
- Почему вы решили создать сеть по схеме Linkedin? Ведь и там могут регистрироваться и общаться профессионалы из разных стран, в т.ч. и из Беларуси?
- - Linkedin – мощный и очень полезный ресурс, но белорусов там мало и их активность низка. В основном это достаточно продвинутые интернет- пользователи. Линкедин ориентирован на западную аудиторию, преимущественно на граждан США. Если взять среднестатистического пользователя из Беларуси, то, по-моему мнению, он по двум причинам не пользуется Линкедином: во-первых, там сложный интерфейс ресурса, во-вторых, высокие цены на тарифы внутри системы. Именно поэтому в каждой стране есть свой аналог Линкедина, который учитывает местные особенности.
- Расскажите вкратце о сущности идеи – что даёт kollega.by своим пользователям?
-- Прежде всего Сообщество дает возможность объединиться с коллегами (как знакомыми, так и новыми) по должности либо сфере деятельности и решить любой профессиональный вопрос. Это может быть рекомендация, мнение, совет, поиск подрядчиков, партнеров и т.д. Тем самым мы даем уникальную возможность контакта и профессионального взаимодействия. Причем всё происходит очень быстро и просто. И особенно важно, что это отклик от людей, которые в курсе вашего вопроса, у которых есть практический опыт в нужной области. Приятно иногда наблюдать, когда начинающий специалист просит совета по работе, а ему отвечает главный конструктов завода «Атлант». Часто ли предоставляется такая возможность в реальной жизни? Вряд ли. А нужно ли это людям? Думаю, да! В этом и есть наша основная миссия.
Помимо этого, пользователь может найти сотрудника определенной компании, пообщаться с ним. Такой контакт может быть полезен, например, если он хочет трудоустроиться в эту компанию, либо оговорить возможные варианты сотрудничества.
- Расскажите о менталитете белорусских пользователей - что характерно для нас?
- По личным наблюдениям могу выделить несколько пунктов:
1. Скептическое отношение ко всему отечественному. Машины, техника – все плохое, все некачественное. Тоже самое и с интернет-проектами. В начале запуска kollega.by нам часто приходилось слышать: у вас ничего не выйдет, вы этого не сделаете, продукт некачественный и т.п. Думаю, многим, кто работает в РБ, приходится преодолевать некий порог недоверия пользователей к продукту, убеждать, что это нужно и хорошо. Насколько я знаю, в США отношение к создаваемому продукту оптимистичное - они радуются, когда что-то сделали именно в их стране и для них. И сразу начинают пользоваться, может быть, и не совсем нужным продуктом.
2. Ещё одна особенность нашего менталитета - в манере знакомства и общения. На Западе владелец бизнеса или специалист использует абсолютно любую возможность завести новый контакт, рассказать о своем бизнесе или работе, обменяться визиткой. Он прекрасно понимает, что любой контакт может стать его клиентом или партнером. Что касается белорусов, ситуация обратная. У нас действуют по принципу «кому надо – пусть сами знакомятся». Эту особенность мы ощущаем и у себя в Сообществе Профессионалов: достаточно редко люди напрямую начинают общение друг с другом. Но когда интересы столкнуться, например, в обсуждениях – сразу налаживается живой контакт! И мы научились это учитывать: стали инициировать и поддерживать создание групп. Собственно, в этом и есть наше главное отличие от Linkedin. Самое активное, а главное продуктивное общение ведётся у нас именно в группах. Посмотрите, например, «Руководитель» (www.kollega.by/groups/view/id_111), «Строитель» (www.kollega.by/groups/view/id_7), «Бизнес в Беларуси» (www.kollega.by/groups/view/id_37). Есть достаточно групп «немассовых» профессий, таких как «Энергетики» (www.kollega.by/groups/view/id_115), «Металлообработка» (www.kollega.by/groups/view/id_17) и др. Всего на данный момент в Сообществе около двухсот групп.
3. Ну, и нельзя забывать, что у нас, как и в других странах СНГ, «хорошие связи решают все»! Тут нам, как говорится, и карты в руки. Kollega.by - это идеальная платформа, где можно не только найти новые связи, но и восстановить давние: если ваш бывший одноклассник или однокурсник стал «большим дядькой», почему бы не пообщаться с ним – возможно, он «продвинет» вас по карьерной лестнице, либо по развитию бизнеса. Или поможет в решении какого-то вопроса.
- Ещё одна сторона вашей работы – общение с рекламодателями. Что можно сказать о них?
- У рекламодателей также есть свои особенности, подходы и принципы. Когда у нас на ресурсе уже появилась хорошая аудитория, и мы подошли к возможности включения рекламы, то оказалось, что наши представления о рекламе сильно отличались от того, как видят свою рекламу наши потенциальные заказчики.
Изначально мы позиционировали себя как ресурс, не увешанный баннерами. Вообще не планировали этот вид рекламы. Мы были глубоко убеждены, что предложим более эффективный вариант – таргетированное* текстово-графическое объявление. Суть его в том, что рекламодатель пополняет свой счет, заходит в специальную панель, задает заголовок, картинку, текст объявления и выбирает аудиторию по сфере деятельности, образованию или должности, которой и будет показываться это объявление. Причем там должна работать система аукциона: чем выше ставка за 1000 показов объявления выставит рекламодатель, тем выше позиция объявления. Но, восторга от нашей, казалось бы, очень классной идеи, мы не увидели. Реакция была такой: «Это интересно, но все-таки мы хотели бы разместить у вас баннер, и желательно на всю аудиторию».
Нам ничего не оставалось делать, как дать возможность размещать медийную рекламу. Но, принимая это решение, мы всегда помнили об интересах пользователей, и выделили всего два места, где можно разместить баннеры. Но в этом есть и особое преимущество для рекламодателя – его реклама становится эксклюзивной, поскольку баннер не затеряется среди десятка других, а для пользователя это не выглядит пестрой лентой, которую он перестаёт замечать.
Тем не менее, мы не отказались от своей идеи размещения таргетированных объявлений, напротив уверены, что они будут эффективным альтернативным способом рекламы. И мы одни из не многих, кто может предложить такой таргетинг. В данный момент у нас хороший охват активной целевой аудитории по многим отраслям - как по нашим, так и по независимым данным на сайте kollega.by зарегистрированы и проявляют активность действительно успешные в профессиональном плане люди.
- Может ли соцсеть быть финансово выгодным предприятием у нас в стране? Что для этого нужно?
- Соцсеть, интернет-магазин либо любой другой интернет-ресурс – это прежде всего бизнес, и неважно как он называется. Поэтому тут нужно отвечать на вопрос «может ли быть успешным бизнес, с такой-то моделью».
Доход Линкедина и его аналогов в других странах примерно на 70% состоит из продажи рекламы. Сможешь продать рекламу – твой бизнес успешен и, следовательно, соцсеть финансово выгодна. Отсюда и строится бизнес-модель проекта.
Ещё одна статья монетизации подобных сервисов - дополнительные возможности для пользователей, то есть, премиум-аккаунты. Сложно сказать, как эта модель будет работать у нас. Наверное, все зависит от того, сможем ли мы «нащупать» потребности пользователей и предложить адекватное решение.
- Kollega.by рентабельный проект на данный момент?
- Все финансовые расходы компании мы сегодня покрываем. Первые деньги начали зарабатывать в конце прошлого года, после того как ввели размещение медийной рекламы.
- Вы занимаетесь этим проектом уже около двух лет. Были ли допущены какие-то существенные ошибки, исправление которых стоило времени, сил, материальных затрат?
За эти 2 года мы, конечно, делали ошибки, и это нормально, по-другому никак. Я бы выделил несколько:
Ошибка 1: Мы пробовали запускать проект с максимально возможным функционалом. На самом деле в начале нужны были минимальные, но очень хорошо работающие функции, а дальше - их постепенное расширение с учетом того, что нужно пользователям, а не исходя из своих мыслей или из того, что сделано у аналогов. Теперь мы идём практическим путем: сами активно пользуемся проектом, общаемся с людьми. Когда видим, что возникает необходимость в какой-то конкретной функции, которая расширит возможности обмена полезной информацией или облегчит общение, начинаем над этой функцией работать. К примеру, буквально на днях мы дали всем пользователям возможность видеть «профессиональные статусы» друг друга. В «профессиональном статусе» указано над чем человек сейчас работает или чего достиг. Например, «Сегодня получил крупный заказ - строительство государственного объекта», «Открываю магазин в Витебске по продаже сантехники», «Получил премию Предприниматель Года» и т.д. Это нововведение дает огромные возможности для пользователей. Такая информация будет сближать заинтересованных друг в друге людей.
Ещё один пример: недавно к нам обратились HR-менеджеры и попросили сделать на kollega.by специальный раздел, называемый «Аутплейсмент», где они могли бы обмениваться друг с другом информацией по соискателям, с которыми они работали.
Вот по такому пути добавления функционала мы будем идти и впредь.
Ошибка 2: Неправильная цель. Весь первый год и даже чуть больше, «успешность» нашей компании мы пытались измерять зарегистрированными пользователями. Чем больше их было, тем, вроде бы, лучше мы сработали. Но мы мало думали о том, решает ли пользователь свою задачу/проблему через наш проект. На самом деле важно создать условия, в которых люди получали бы для себя полезную и нужную информацию. А это в свою очередь будет способствовать росту аудитории.
Ошибка 3: Неправильное позиционирование. Тут мы ошибались дважды. Во-первых, когда мы в начале назвали себя Деловая социальная сеть. Мы даже представить не могли, что к словосочетанию «социальная сеть» у нас многие относятся негативно. Нас сразу ассоциировали с ВКонтакте, и напрочь не хотели понимать, что у нас не развлекаловка, а общение профессионалов. Позиция была такая: «Социальная сеть»?- никогда! Мы туда не пойдем и даже не хотим знать, что она может нам дать».
Во-вторых, было время, когда мы очень сильно ушли в «поиск работы», у нас действительно там было все хорошо, люди приходили, чтобы найти работу, и находили её. Но мы теряли ту аудиторию, которая никогда не будет искать работу, потому что работа сама ищет их - лучших профессионалов своего дела.
Исправление этих ошибок стоило и времени, и сил, и здоровья, и денег. Но радует то, что я и моя команда всегда вовремя это понимали. Мы оперативно принимали решения и меняли курс.
- Сайт создан, дизайн хороший, функционал удобный… всё ОК. В чём заключается повседневная работа над порталом?
- Проект ни дня не стоит на месте, в нем постоянно что-то дорабатывается, вводится новый функционал. Для этого нужно ежедневно следить за жизнью проекта, делать выводы. Потом проектировать изменения, отдавать их в работу, тестировать, анонсировать и так по кругу. Кроме этого нужно оказать поддержку пользователям, пообщаться с клиентами, потенциальными рекламодателями.
- Появятся ли пользователи из других стран?
- На данный момент я практически уверен, что 90% аудитории будут составлять белорусы.
- Как вы думаете, будут ли ещё появляться соцсети в Беларуси? Что важно для их создания?
- Думаю, в том или ином виде будут появляться. Сети могут быть разные - и общие, и специализированные. Но главное - понимать, что они должны решать какую-то проблему пользователя, давать ему то, чего не дают другие. Если это просто клон ВКонтакте – кому это нужно? А вот если это клон ВКонтакте, доступный по бесплатному гостевому доступу (vceti.by) – уже интереснее.
Чтобы создать что-либо, в том числе и соцсеть, важно упорство и стремление достигнуть поставленной цели. Стартовый капитал, естественно, нужен по определению, но это не громадные суммы. Если у вас нет хотя бы нескольких тысяч или десятков тысяч для начала, трудно создать любой бизнес. Тем более в IT-сфере. Опыт, конечно, желателен, причем совмещенный - технический и в бизнесе. Очень часто такое совмещение может быть в партнерстве.
- Легко ли получить инвестиции под соцсеть? Вы привлекали инвесторов?
- Если проект понятен по развитию, по схеме монетизации – естественно к нему будут проявлять интерес инвесторы. Особенно это касается IT-проектов.
Инвесторы вышли на нас сами. Крупная компания БМ Капитал проявила интерес к нашему проекту, предложила вариант совместного развития и продвижения продукта. Мы приняли это предложение.
- Самый сложный вопрос: не жалеете, что взялись за соцсеть? Можно не отвечать.
- Нет, не жалею! Я в любом случае занимался бы интернет-проектом. Чего-то лучшего и более интересного для себя, чем kollega.by пока не встречал. У меня есть принцип по жизни: я далеко не за всё берусь, но если взялся – назад дороги нет, нужно дойти до цели.
Думаю, вы поняли, где можно задать свои вопросы Александру и пообщаться с другими профессионалами по всем интересующим вас вопросам. Адрес - www.kollega.by
*Та?ргетинг (англ. target — цель) — рекламный механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям (целевую аудиторию), и показать рекламу именно ей.





9.5% (28.06.2023);