Курсы валют: USD1 USD: 3.2954 EUR1 EUR: 3.4694 RUB100 RUB: 3.3885 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USDUSD: 0.0000 EUREUR: 0.0000 RUB100 RUB: 0.0000 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 CNY10 CNY: 0.0000 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Ставка рефинансирования: bank9.5% (28.06.2023);

Какому белорусскому бизнесу нужен рынок Казахстана?

4224
6 минут
Какому белорусскому бизнесу нужен рынок Казахстана?

«Ежедневник» и деловой журнал «Бизнес-ревю» изучили, насколько серьезно проникновение белорусского бизнеса на казахстанский рынок и кто проявляет интерес к этой составной части Единого экономического пространства.

Белорусский бизнес заново открывает для себя рынок Казахстана – самый платежеспособный в Центральноазиатском регионе и при сохранении некоего местного колорита самый европеизированный среди соседей и поэтому самый привычный с точки зрения потребительских вкусов. Настораживает пока логистика и уровень состоявшегося проникновения в интересующие сегменты бизнесменов-конкурентов из двух главных торговых партнеров – России и Китая. Но уже на протяжении подготовительного этапа формирования ЕЭП, когда в 2010–2011 годах официальные Москва, Минск и Астана согласовывали ставки таможенных пошлин и прописывали техрегламенты, белорусский бизнес искал дилеров, открывал новые магазины и филиалы в Астане, Алматы и региональных центрах.

На данный момент в экспортном потоке белорусских товаров в Казахстан насчитывается около 40 позиций. Самые емкие по своей денежной составляющей потоки идут из белорусского госсектора – тракторы и седельные тягачи, комбайны, грузовики, шины, сахар, молочные продукты, лекарства.

У частного белорусского бизнеса сопоставима с этими позициями пока только мебель, ее поставки ежегодно в последние годы росли на 20–30%, составив, например, по 2010 году около 30 млн долларов.

Дилерская сеть крупнейшего белорусского производителя мебели – холдинговой компании «Пинскдрев» – охватывала на начало 2012 года практически все административные центры страны, 14 городов, включая две столицы – Астану и Алматы.

В прошлом году свой новый формат продвижения – открытие бренд-секций в крупных торговых центрах – распространил на Казахстан крупный брестский производитель корпусной мебели «Инволюкс». Первый торговый объект компания открыла в Актобе, он дополнил уже действующую дилерскую сеть в Шымкенте, Караганде, Уральске и Караганде. В Караганде, шахтерской столице Казахстана, продает мебель аффилированная с «Инволюксом» через одного из собственников, Юрия Вислоуса, минская фабрика «Софтформ».

Не дремлют и другие белорусские фабрики. «Мебельная столица» Беларуси – Барановичи – представлена в Казахстане в четырех городах местными дилерами. Компания «Лагуна» сформировала группу своих торговых представителей в Алматы, Талдыкоргане и Шымкенте, владелец бренда «Явид» Александр Явид начал продажи с Петропавловска.

Серьезным дополнением к мебельным поставкам (на сумму около 10 млн долларов в год) является торговля столярными изделиями, главным образом, межкомнатными дверями. Казахстанский рынок выбрал в качестве одного из приоритетных самый западный белорусский производитель Дмитрий Харитонов, владелец сморгонской компании «Халес». Четыре дилера этого производителя дверей, одного из крупнейших в СНГ, продают продукцию белорусской фабрики в Астане, Алматы, Костанае, Петропавловске, Актобе, Шымкенте, Таразе, Кызылорде и Ридере.

По количеству и активности (но пока не по объемам) с мебельщиками могут сравниться представители частных текстильных бизнесов.

Самый известный в Казахстане белорусский бренд – это, конечно, «Милавица». Она вышла на этот рынок задолго до вступления Казахстана в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Оптовые поставки (в среднем на 2 млн долларов ежегодно) поддерживаются реализацией через франчайзинговую сеть магазинов. На начало 2012 года в Астане и Алматы работало 5 торговых объектов под брендом Milavitsa.

Дмитрий Дичковский, правда, не в восторге от перспектив, которые создала для компании унификация таможенных пошлин в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Пошлины на ввозные материалы для производства корсетных изделий выросли (с 4,5% до 12,5%), а на готовые изделия, наоборот, уменьшились – с 20% до 10%. Конкурентоспособность белорусской продукции, таким образом, снижается на всех рынках.

Коллеги в разной степени разделяют беспокойство руководителя «Милавицы», но это не мешает им активизироваться на новом рынке сбыта в казахстанских жузах. Так, владелец «Сержа» Сергей Атрощенко в течение 2010–2011 годов открыл на условиях франчайзинга два фирменных магазина в Усть-Каменогорске.

Из крупных белорусских трикотажных фабрик достаточно серьезно присутствует на местном рынке минская компания «Ареола» Юрия Найденко. В Алматы у «Ареолы» действует представительство и оптовый склад и открыты два фирменных магазина.

Не у всех получается. Как пример: около года продержался в Астане магазин детской одежды «Оранжевый верблюд».

Для чего, по мнению экспертов, казахстанский рынок максимально открыт, и белорусские компании могут уже сегодня использовать эту открытость, – это белорусские IT-технологии.

В 2009 году крупнейший белорусский интернет-портал TUT.BY стал технологическим лекалом для своего казахстанского собрата NUR.KZ. За время, прошедшее после подписания предварительных документов по созданию единого таможенного и экономического пространства, число совместных проектов в этой области и уровень проникновения белорусских IT-бизнесов в казахстанскую экономику вырос в разы.

Продвижением своих банковских программных продуктов в Казахстане занимается дочерняя компания «Софтклуба» Владимира Сиротко. В 2011 году после нескольких лет работы с местными клиентами по аутсорсингу полноценный офис с центром разработок отрыл в Астане холдинг IBA Сергея Левтеева. Еще раньше обзавелся своей базой в этой стране лидер белорусского оффшорного программирования EPAM Systems. Представлен в Казахстане и инжиниринго-телекоммуникационный бизнес группы SIS.

Программисты направляют тренд, который наблюдается в белорусско-казахстанских отношениях в последние пару лет.

Просто поставки белорусских товаров (за исключением мебели) на местный рынок растут, но не с той динамикой, которая может быть признана успешной. У двух крупнейших белорусских частных бизнесов-экспортеров («Керамина» и «Белиты-Вітэкс») объем продаж в Казахстане колеблется в пределах всего около 2 млн долларов в год у каждого.

В местное производство, в приватизацию (что всячески поощряется местными властями в рамках глобальной программы индустриализации страны) белорусский бизнес в отличие от немцев, чехов, поляков пока не может инвестировать с финансовой точки зрения. Поэтому ставка сейчас делается на сервис и экспорт услуг.
Казахстан является важным импортером белорусских тракторов и сельхозтехники. В 2010 году, например, в эту страну МТЗ отгрузил 1,3 тыс. тракторов на 20 млн долларов. Одним из партнеров МТЗ и других белорусских производителей сельскохозяйственной техники по сервисному обеспечению является группа «Белагро», имеющая сеть сервисных компаний в России, Украине, а также в Кокшетау в Акмолинской области.

Собственное торгово-сервисное предприятие «Амкодор-Астана» в казахстанской столице в конце 2011 года открыл и крупнейший в СНГ производитель дорожно-коммунальной и строительной техники «Амкодор».

По-новому взглянули на этот рынок и белорусские транспортники. Один из лидеров по перевозкам в Беларуси и России группа компаний «Дженти» в 2010 году открыла свое представительство в Казахстане. В структуру «Дженти» входят белорусские и российские компании, поделенные на несколько эшелонов (определенному белорусскому бизнесу, базирующемуся в Минске, соответствует определенный российский бизнес из Москвы или Подмосковья). Не исключено, что теперь придется формировать дополнительный эшелон из компаний и с казахстанской пропиской. Но это зависит от того, насколько идеи, которые заложены при создании ЕЭП, будут реализованы на практике.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...