Вытеснение крупными торговыми сетями небольших игроков в малых городах беспокоит предпринимателей и чиновников. На самом деле из 12 крупнейших частных операторов белорусской розницы активно осваивает этот рынок пока только одна структура.
В конце прошлого года, в том числе и с подачи предпринимательских организаций, был подготовлен и внесен в правительство законопроект «О государственном регулировании торговли и общественного питания», который призван противодействовать процессам монополизации на белорусском рынке. Одна из целей документа — поставить крупные торговые организации в рамки, которые не позволят им вытеснять с местного рынка небольших игроков.
Особую озабоченность предпринимательских объединений и некоторых чиновников вызывает именно приход крупных сетей в города с населением менее 50 тысяч человек.
Однако из 12 крупнейших частных операторов белорусской розницы в настоящее время активно осваивает этот рынок только одна структура — «Евроторг». Все остальные компании концентрируются в своей деятельности в пределах 25 городов с населением свыше и около 50 тыс. человек (включая Волковыск и Слоним).
Даже в крупных городах открытие известными сетями новых торговых объектов вызывает столпотворение. В районных центрах подобные сетевые заведения нередко становятся центром притяжения общественной жизни.
Сегодня «Евроторг» со своим брендом «Евроопт» зачастую в одиночестве представляет современный формат торговли более чем в 15 городах. Магазины крупнейшего розничного оператора работают в Барани, Березе, Березовке, Браславле, Вилейке, Глубоком, Горках, Житковичах, Калинковичах, Кировске, Кричеве, Мяделе, Несвиже, Новогрудке, Осиповичах и Сморгони.
Кроме того, владельцы компании запустили несколько лет назад эконом-формат своей сети — «Доброном». Она нацелена в первую очередь на небольшие города и населенные пункты. Свыше 25 магазинов работают в таких городах, как Ошмяны, Вороново, Кричев, Климовичи, Рогачев, Чериков, Береза, Пружаны. Ожидается, что в ближайшее время сеть расширится более чем до 50 торговых объектов.
У второй по охвату сети — «Родная сторона» — на данный момент лишь один магазин расположен вне пределов 25 крупнейших городов Беларуси. Это торговый объект в агрогородке Лесной. Компания строит универсам в Мачулищах и проектирует объекты в Гатово, Житковичах, Сморгони, Островце и Ошмянах.
В Новогрудке и Осиповичах открыли магазины еще два бренда: MiniStore (развивающаяся сеть компании «Трайпл») и «Соседи».
В то же время некоторые эксперты полагают, что именно крупные частные операторы могут вдохнуть жизнь в регионы. Вместе с низкими ценами, которые благодаря розничным технологиям могут позволить себе крупные сети, и широким ассортиментом качественных товаров в «глубинке» они внедряли бы новый корпоративный уровень обслуживания и, соответственно, потребительской культуры. Такой тренд может стать частью государственной политики по удержанию молодежи в провинции.
Алексей Тополько, «Завтра твоей страны»