30 декабря 2015 года был подписан закон «345-3 «О государственно-частном партнерстве», который определяет правовые условия государственно-частного партнерства в Беларуси. Для формирования нормативно-правовой базы отводится 6 месяцев до момента вступления закона в силу. О новых возможностях, которые откроются для бизнеса с июля текущего года, рассказала директор белорусского офиса международной юридической компании COBALT Дарья Жук и начальник Центра ГЧП при Минэкономики Дмитрий Березовский.
«ГЧП – это долгосрочное сотрудничество между государством и частным бизнесом для достижения крупных общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. На практике это, как правило, строительство или реконструкция крупных магистралей и транспортных объектов (аэропорты, вокзалы), это проекты в энергетике и сфере ЖКХ, сюда же отнесем проекты, связанные с образованием и здравоохранением, - пояснила Дарья Жук, - Таким образом, чаще всего ГЧП работает так: на основании соглашения частный бизнес строит или реконструирует за свои средства какой-либо крупный объект инфраструктуры, затем некоторое время эксплуатирует его с выгодой для себя. Но в конечном итоге обычно передает в собственность государству».
Причем, по словам Дарьи Жук, в республике и раньше реализовывались проекты, которые по сути были аналогами ГЧП. Например, создание системы электронного сбора платы за проезд BelToll австрийской компанией Kapsch. Но для полноценного развития ГЧП не хватало специального законодательства, которое бы обозначило для отечественных и зарубежных инвесторов «правила игры». По мнению эксперта компании COBALT, закон «О государственно-частном партнерстве» позволит частному бизнесу войти в области традиционного государственного сектора и выведет процесс поиска инвестиций для государственных инфраструктурных проектов на системный уровень.
«Этот закон одинаково важен и для бизнеса, и для государства, - отметила Дарья Жук, - Что получает государство? С него снимается сама необходимость финансирования крупных инфраструктурных объектов, ведь финансовые обязательства берет на себя инвестор. Кроме того, для государства это возможность привлечь новые технологии, инновации, использовать мировой опыт. И, наконец, ГЧП – это всегда распределение рисков между сторонами».
Очевидны преимущества ГЧП и для бизнеса. Государственно-частное партнерство – это новые объекты для инвестирования и отличная альтернатива приватизации, причем, по словам экспертов, гораздо менее рискованная.
Эксперты подчеркнули, что особенно привлекательным для инвесторов стало положение закона о ГЧП, согласно которому им будут предоставляться госгарантии по неухудшению условий ведения бизнеса в течение всего срока реализации проекта (обычно это о 10−15 лет).
Как рассказал Дмитрий Березовский, зарубежные инвесторы уже сегодня проявляют интерес пилотным проектам государственно-частного партнерства в Беларуси. В частности, речь идет об инвесторах из России, Китая, Франции и Германии. В целом, заявки от лица различных юрисдикций поступают с периодичностью примерно раз в месяц.
Напомним, список пилотных проектов в рамках государственно-частного партнерства на текущий момент включает, в частности, реконструкцию магистрали М-10, строительство Бешенковичской ГЭС, перепрофилирование городской больницы в Гродно в онкологический диспансер, создание мусороперерабатывающего завода в Бобруйске, а также гостиничного комплекса в Брестской крепости.