«Продажа принадлежащих государству акций за первое полугодие составила чуть более $ 1 млн», – заявил 25 июля замминистра экономики Александр Ярошенко. Он отметил, что эта позиция является резервной для привлечения в страну ПИИ.
Впрочем, данная резервная позиция превосходит по размерам объемы привлечения прямых инвестиций без учета приватизации. По итогам полугодия их поступило $ 605 млн при задании на год $ 1,2 млрд. Настораживает тот факт, что большую часть обеспечили реинвестированные доходы зарубежных компаний. То есть фактически государство выполняет свой план за счет ранее достигнутых успехов.
В 2013 году поступление ПИИ на чистой основе должно составить $ 4,5 млрд, из которых, очевидно, $ 2,5 млрд будет получено за счет приватизации. Благодаря настояниям внешних игроков, приватизация остается главным инструментом привлечения в Беларусь зарубежных инвестиций. Однако ее механизмы настолько не отлажены, что весь приватизационный процесс в Беларуси выглядит, как неумелые попытки музыканта дилетанта: струны есть, пальцы есть, а музыки нет.
«Со стороны прогресса по поводу приватизации, 2011–2012 – это потерянные годы. Скорее начались обратные процессы», – заявил на презентации директор департамента инвестиционного банкинга компании EnterInvest Даниэль Крутцинна. Он упомянул Указ № 107, который серьезно ограничивает возможности проведения операций на финансовом рынке, и предположил, что государство может расширить свое присутствие в стратегических областях, например, в пищепроме.
Экономист Исследовательского центра ИПМ Андрей Скриба отмечает отсутствие какой-либо четкой стратегии приватизации у государства. По его мнению, на рынке происходили точечные сделки.
«Где-то их инициатором было государство; где-то, как в случае с Белтрансгазом, они носили скорее вынужденный характер. Правда, есть вопрос, можно ли как приватизацию рассматривать продажу одного госпредприятия другому», – сказал Андрей.
Отсутствие комплексного подхода в приватизации подтверждают результаты 2011 года. По данным института политических исследований «Палітычная сфера», в прошлом году предполагалось приватизировать 181 предприятие, но в итоге было продано лишь 38 активов. Причем по двум из них результаты аукционов были аннулированы по различным причинам.
С одной стороны, процесс сопровождался заявлениями ГКИ о том, что приватизация предприятий тормозится саботажем директората. С другой – представителей бизнес-сообщества о том, что государство не стремится предложить инвестору выгодные условия.
Как отметил исследователь Дмитрий Исаенок, предприятия, составившие костяк плана приватизации на 2011 год, в большинстве случаев можно оценить как низкорентабельные, со стареющими коллективами предпенсионного возраста. План приватизации де-факто не столько привлек в белорусскую промышленность дополнительный частный капитал, сколько поспособствовал укрупнению уже имеющихся на белорусском рынке игроков.
Для государства идеальный инвестор, по мнению исследователей «Палітычнай сферы», – это бизнес, имеющий опыт и зарекомендовавший себя в данном сегменте экономики, расширяющий производство и не стремящийся к перепрофилированию предприятий. Он готов инвестировать более или менее значительные средства в модернизацию существующего производства и брать на себя существенные социальные обязательства.
Андрей Скриба считает, что государству на данном этапе необходимо выработать единые для всех инвесторов условия покупки и продажи белорусских компаний. Государство постоянно говорит о том, что есть некий список требований по приватизации, но четко они не сформулированы. И, соответственно, любому инвестору, который приходит в Беларусь, приходится искать ту структуру, которая может решить его вопрос и удовлетворить притязания.
Исследователь указал на размытость прав и полномочий созданного по настоянию МВФ Национального агентства инвестиций и приватизации. В этой структуре нет смысла, если решение, принятое в ней, может быть пересмотрено в Администрации президента. Нужно либо наделить агентство абсолютными полномочиями, либо подчинить той же Администрации президента, которая чаще всего обладает правом последнего слова в процессе приватизации белорусских предприятий.
Скриба указывает, что необходимо доработать систему оценки стоимости предприятий. Так, сейчас государство оценивает компании по балансовой стоимости. Но инвестору не очень интересно платить за станки и стены. Для него важна рыночная конкурентоспособность предприятия, те результаты, которые оно может показать. Зачастую рыночная и балансовая стоимости предприятий расходятся очень значительно.
К оценке предприятий можно привлекать независимых оценщиков. Однако в этом случае государство должно полностью соглашаться с их оценками, иначе может быть нанесен вред имиджу процесса приватизации в Беларуси.
Андрей Скриба привел слова идеолога польской шоковой терапии Лешека Бальцеровича, который недавно заявил, что приватизация в Беларуси – это процесс, который не должен быть форсирован. Но она должна быть осуществлена, и это приведет к существенным изменениям в экономической и политической сферах.