Начальник Управления кредитования малого и микробизнеса ЗАО «МТБанк» Петр Андрусевич рассказал «Делу» о ситуации на рынке автолизинга.
«Последний год для рынка лизинга выдался еще более сложным, чем предыдущие. Практически все компании отметили уменьшение объемов нового бизнеса, что подтверждается данными официальной статистики, согласно которой в 2015 году этот показатель просел в евро-эквиваленте более чем на 30%.
Что касается лизинга легковых авто, то здесь снизилось не только количество сделок, но также их средний чек. Сейчас популярны бюджетные автомобили таких брендов, как Renault, Volkswagen. Причем даже эти марки активнее продают недорогие модели.
Количество договоров возвратного лизинга также снизилось. Связано это с тем, что б/у автомобили серьезно упали в цене. Например, если раньше Mercedes 2012 года стоил $30 тыс. в эквиваленте, то сейчас – $15 тыc.. Таким образом, «на руки» клиент, заключивший договор возвратного лизинга, получит около $10 тыс. – эффект небольшой при серьезных трудозатратах.
Лизинг легковых авто – один из наиболее конкурентных сегментов лизинга, им занимается наибольшее число компаний. Причем с сентября 2014 года лизинг стал доступен также и физическим лицами. В связи с этим организации, которые предлагают сейчас лизинг только юрлицам, проигрывают в конкуренции тем, кто охватывают обе аудитории.
В кризис борьба за клиента усилилась, поэтому еще большую роль играет скорость оформления сделок, а также бонусы, которые могут предложить клиентам и партнерам компании-лизингодатели.
Кроме того, могу отметить, что у компаний-лизингодателей стали сложнее выстраиваться отношения с некоторыми белорусскими дилерами. Поэтому некоторые игроки рынка стали работать с российскими дилерами.
Работа рынка лизинга в ближайшем будущем зависит не столько от роста экономики, сколько от ее стабильности. Мы наблюдали ситуацию, что как только курс белорусского рубля стабилизировался после серьезных скачков в январе-марте текущего года, количество сделок по автолизингу начало расти».