![M&A: как с максимальной выгодой продать бизнес? M&A: как с максимальной выгодой продать бизнес?](/upload/iblock/4f5/4f5909951bd5d8b533055910feae882c.jpg)
В сделках по продаже бизнеса, как правило, большую часть юридической работы осуществляет покупатель. Чтобы не приобрести «кота в мешке» он вкладывает серьезные инвестиции в проведение аудита, оценку рисков, вытекающих из прошлой деятельности компании, закладывает в договор сложные конструкции заверений и гарантий. Юридическая сторона сделки для продавца, на первый взгляд, гораздо проще, однако пренебрежение ею может привести к неприятностям: от занижения стоимости бизнеса до неоплаты сделки. О том, как продать свой бизнес выгодно, «Делу» рассказала руководитель корпоративной практики юридической компании Revera Елена Мурашко.
Определение актива для продажи
Иногда объектом сделки является лишь отдельное направление деятельности компании, созданный продукт или конкретное имущество. Продавец может не хотеть передвигать некоторые виды деятельности на новые структуры, да и покупатели часто с настороженностью относятся к компаниям с длинной историей. В таком случае нужно рассматривать вариант выведения ценного актива на новую компанию, например, в результате выделения либо внесения в качестве вклада в уставный фонд дочерней компании. Такой способ позволяет перенести актив на будущий объект корпоративной сделки – новую компанию – без налоговых последствий.
Однако случается, что объект для приобретения не может быть никак перенесен на иной субъект. Например, если речь идет об административном решении (акт выбора земельного участка) либо специальном статусе (резидентство в ПВТ). В такой ситуации для «очистки» актива можно применить инструмент «обратного выделения», когда из компании на вновь создаваемое в результате реорганизации юридическое лицо переносится все, кроме того, что интересно покупателю.
Обеспечение предпродажной подготовки актива
Это значит выделить из истории компании риски, исправить ошибки в документации, подготовить презентационные документы для покупателей и инвесторов. Этот этап оказывается особенно полезным для IТ-компаний, которые часто недостаточно внимательно относятся к оформлению прав на интеллектуальную собственность, сохранению конфиденциальности и предотвращению потенциальных конфликтов с авторами-разработчиками.
Когда речь заходит о презентации компании потенциальному покупателю, проведенная работа по исправлению недочетов и минимизации рисков может значительно увеличить стоимость компании.
Проверка платежеспособности покупателя и источников финансирования
Для правильного структурирования договорных отношений важно иметь информацию о том, за счет чего покупатель будет платить. Достаточно часто финансирование является смешанным, например, 30% собственных средств и 70% привлеченных в виде банковских кредитов или займов. На основании этой информации строится график платежей. На практике сделки могут структурироваться таким образом, что корпоративный контроль (право собственности на доли в компании) сохраняется за продавцом до момента полной оплаты, тогда как недвижимое имущество, принадлежащее объекту сделки, уже заложено как обеспечение под кредитный договор.
Гарантии оплаты
В идеальной для продавца сделке в договор должна быть заложена предоплата. Соответственно, переход права собственности на долю происходит только после полного расчета по сделке. Однако в такой ситуации регистрация изменений в Уставе и перемена собственника возможна только после завершения расчетов, что не всегда приемлемо. В бизнесе часто используется схема с частичной предоплатой, затем происходит переход права собственности на доли и далее - окончательный расчет.
Выделение точек контроля
Сделка по продаже действующего бизнеса специфична тем, что объект нельзя «заморозить». Поэтому вполне возможно, что к моменту завершения сделки появятся неучтенные финансовые потоки. Таким образом, продавцу необходимо знать, в какой момент он будет передавать оперативный контроль над компанией и что ему нужно сделать до этого момента. Технически это выражается в смене директора, главного бухгалтера, образцов подписей в банковских карточках, информировании контрагентов о произошедшей смене.
Интересно, что в длинных сделках используются смешанные формы контроля. Например, стороны договорились, что право собственности на долю перейдет только с момента полной оплаты, но операционный контроль над компанией передается уже сейчас. При этом законом или Уставом может быть предусмотрено, что сделка не может быть совершена директором и должна одобряться общим собранием участников. Если необходимость в совершении такой сделки возникает в этот промежуточный период – то продавец, который уже не управляет компанией, не хочет брать на себя ответственность за последствия этой сделки. В этой ситуации создается временный совет директоров. И именно он принимает необходимые корпоративные решения.
Налоговые последствия сделки
Покупатель в сделке по продаже бизнеса – это получатель дохода, который по умолчанию является объектом налогообложения в Беларуси.
Если продавцом выступает резидент, то в зависимости от того, будет это физическое либо юридическое лицо, полученный доход будет облагаться либо подоходным налогом, либо налогом на прибыль.
Если же мы говорим о нерезиденте, то важное значение приобретает наличие Соглашения об избежании двойного налогообложения между Беларусью и страной продавца. Если такого договора нет, то полученный доход будет облагаться в Беларуси налогом на доходы иностранных организаций по ставке 12%. Однако, если продавец резидент, к примеру, Кипра или Нидерландов, то данный налог можно понизить до нуля, представив подтверждение иностранного резидентства в белорусскую налоговую.
Перечисленные аспекты не охватывают все нюансы, которые нужно учитывать. В любом случае, серьезная M&Aсделка требует привлечения профессионалов, которые смогут индивидуализировать советы под конкретные условия и потребности и в конечном счете гарантировать покупателю получение того, на что он рассчитывал.
*M&A - (от англ. Mergers and Acquisitions) слияния и поглощения.