Китайско-белорусский совместный автомобиль собираются начать производить на заводе в Борисове уже осенью этого года. Китайский партнер проекта, самая крупная в стране частная автомобильная корпорация Geely, не скрывает, что основной рынок для будущих машин – не Беларусь, а соседняя Россия, а в перспективе – и Восточная Европа.
Маркетинговая служба компании Geely считает, что 5% производимых в Борисове авто будут продаваться в Беларуси, 5% в Казахстане, остальное – на российском рынке. Но Россия, как известно, не ждет конкурентов с распростертыми объятиями, наоборот: старается осложнить им жизнь. «В России очень сильный промышленный протекционизм, – говорит Мартин Сян, директор компании Geely International Corporation, которая занимается выходом на международные рынки. – Мы не боимся конкуренции, но хотим, чтобы она была честной. И предпосылки для этого созданы. Россия вступила в ВТО – значит, ей придется играть по правилам этой организации, в которой мы состоим уже более десяти лет. Мы должны получить сертификаты от Беларуси и России на наши автомобили – они полностью соответствуют предъявляемым требованиям, а по многим параметрам их даже превосходят. Мы вместе с соответствующими подразделениями белорусского правительства проверяли и убедились: внутри Таможенного союза нет никаких юридических норм, которые бы запрещали продавать наши машины в России или Казахстане. Мы не думаем, что Россия будет слишком вмешиваться в этот проект, а белорусское правительство готово решать проблемы, если они возникнут. Так что если у нас что-то не получится, то из-за человеческого фактора. Но мы постараемся этого не допустить».