Если судить по официальным заявлениям, то причинами кризиса 2011 года стали внешние факторы (рост цен на энергоносители и другие сырьевые ресурсы) и ажиотажный спрос на легковые автомобили. То есть не будь этих причин, то и кризиса бы не было.
Давайте посмотрим, действительно ли проблема оказалась в них. Для начала оценим, как на белорусскую экономику повлиял ажиотажный спрос на автомобили. Согласно данным Белстата в 2011 году в Беларусь было ввезено легковых автомобилей более чем на 2,0 млрд долларов США. И вся эта сумма почему-то относится на отток валюты из Беларуси. При этом как-то упускается из вида, что основные платежи за автомобили были сделаны до апреля 2011 года (дорога из Америки до Беларуси занимала до 3 месяцев, а новые пошлины вводились с 1 июля, поэтому уже в апреле платежей в Америку почти не было). Доставка из Европы занимала не более месяца, но и цены на европейские машины были заметно выше, поэтому их доля в общей массе была не очень большой.
Поэтому для определения суммы валюты, которая могла бы способствовать началу кризиса, необходимо учитывать только первые три месяца 2011 года (январь-март). За этот период валютные депозиты физлиц увеличились на 270 млн. долларов США. То есть валюта с депозитов физлиц не могла спровоцировать начало кризиса. За этот же период население купило на 567 млн. долларов США больше, чем продало. Вот эту сумму и можно учитывать как способствовавшую началу кризиса. Какая часть из нее пошла на приобретение автомобилей, сказать сложно. Но даже если предположить, что она вся была использована на приобретение автомобилей, то оставшиеся 1,4 млрд долларов США, которые ушли на оплату автомобилей, население достало из своих «заначек». Вот только эти деньги официально никак не были учтены и на экономику практически не работали. Поэтому как они могли ухудшить валютный баланс Беларуси, не понятно?
Также, если быть последовательными до конца, то необходимо учитывать, что в том же 2011 году население продало автомобилей на 1,0 млрд долларов США, и эти деньги вернулись назад в Беларусь. Все что нужно было сделать Беларуси – это закрыть временную «дыру» в 1,0 млрд долларов США, причем всего на полгода. А еще лучше не доводить ситуацию до такого ажиотажа. Для этого достаточно было объявить об изменении таможенных пошлин не за полгода, а, например, за полтора года. Тогда бы спрос на валюту растянулся бы на значительно больший срок.
Таким образом, отток валюты из-за спроса на автомобили был совсем небольшой, причем и его воздействие на белорусскую экономику вполне можно было сгладить. То есть ажиотажный спрос на автомобили отношения к кризису 2011 года не имеет.
Отток валюты со счетов физлиц, произошедший в апреле-июне и составивший более 1,1 млрд долларов США, относится уже к последствиям кризиса, а не к его причинам, и вызван был нежеланием руководства Беларуси взять ситуацию под контроль.
Теперь оценим, как на белорусскую экономику повлияли внешние факторы.
В 2010 году цена нефти для Беларуси составила 459 долларов США за тонну, при этом объем импорта нефти составил 14,7 млн. т (из которых 6,3 млн. т для собственных нужд Беларусь получила по внутренним российским ценам). В 2011 году цена нефти для Беларуси не изменилась и составила 459 долларов США за тонну, а объем импорта вырос до 20,4 млн. т (правда в январе импорт нефти составил почти в три раза меньше запланированного из-за «утрясания» условий, но уже с февраля все нормализовалось). То есть по нефти ухудшения условий не произошло, а возросший объем только улучшил ситуацию.
В 2010 году цена газа для Беларуси составила 187 долларов за 1000 кубов, при этом объем импорта - 21,6 млрд кубов. В 2011 году цена газа для Беларуси выросла и составила 265 долларов США, а объем немного сократился и составил 20,0 млрд кубов. То есть по газу ситуация несколько ухудшилась (правда на 20%, а не в разы). При этом в I квартале 2011 года, когда и начался кризис, цена на газ составила 195 долларов США за 1000 кубов, то есть практически не выросла. Для сравнения, цена на газ для российских потребителей составила 83 доллара США). Учитывая же выгоду от новых условий поставки нефти, общий итог по энергоресурсам был не таким уж и плохим и не мог спровоцировать начало кризиса.
Также стоит напомнить, что если бы Беларусь в 2003 году выполнила свои обязательства по приватизации Белтрансгаза, то получала бы газ по внутренним ценам. К тому же белорусские субъекты хозяйствования получали и получают газ в полтора, а то и в два раза выше, чем он продается Беларуси, то есть равных условий с российскими субъектами хозяйствования не было даже тогда, когда Беларусь получала газ по внутренним российским ценам. В 2012 году белорусские субъекты хозяйствования получают газ по цене в 276 долларов США при том, что Беларусь получает газ по цене в 166 долларов США (для сравнения, российские субъекты хозяйствования получают газ по цене около 105 долларов США).
Также не очень понятно, почему рассматривается период с 2006 года по 2011 год, а не, например, с 2001 года по 2011 год. С 2006 года по 2011 год, цена на газ для Беларуси выросла с 55 долларов США до 265, а для Европы – с 260 долларов США до 480, по нефти для Беларуси цена выросла с 260 долларов США до 460, а для Европы – с 440 долларов США до 815. В 2001 году цена на газ для Беларуси составила 31 доллар США, а для Европы – 100, по нефти для Беларуси цена составила 116 долларов США, а для Европы – 156.
То есть говорить, что рост цен на энергоносители ухудшили условия для работы только в Беларуси не верно. Цены на энергоносители для Европы выросли еще больше, но это не довело ситуацию до подобного кризиса (проблемы у некоторых европейских стран вызваны не ростом цен на ресурсы, а желанием жить лучше, чем можно позволить).
Что касается остальных сырьевых ресурсов, то весь мир (и Россия в том числе) находится в одинаковых условиях, и говорить, что это как-то ухудшило положение Беларуси по отношению к остальным странам не совсем корректно. При этом на продовольственном рынке, учитывая рост цен на нем, ситуация для Беларуси только улучшилась.
Таким образом, рост цен на сырьевых рынках к ухудшению условий для белорусской экономики и провоцированию кризиса в 2011 году отношения не имеет.
Но если ни ажиотажный спрос на автомобили, ни рост цен на сырьевых рынках отношения к кризису 2011 года не имеют, то из-за чего же этот кризис случился?
Ответ надо искать в экономической политике, которую Беларусь проводит последние …надцать лет. Искусственная поддержка курса белорусского рубля после девальвации 2009 года ухудшала условия для экспортеров и улучшала условия для импортеров. Как только курс белорусского рубля в 2011 году стал соответствовать его реальной стоимости, ситуация начала выправляться.
Падение курса белорусского рубля создало условия для роста неэнергетического экспорта в 2011 году в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом при росте неэнергетического импорта всего на 15%. Это означает, что реальным препятствием для роста экспорта белорусской продукции является не насыщенность мирового рынка (отсутствие товарных ниш), а конкурентное соотношение цена/качество (ниши для белорусских товаров остались). Как только это соотношение изменяется в лучшую сторону, никаких проблем с ростом экспорта у Беларуси не будет
Основой роста ВВП Беларуси все последние годы является стимулирование внутреннего спроса (например, льготные госкредиты предприятиям и населению, рост заработной платы, опережающий рост производительности труда и т.д.). Пока «печатанье» денег покрывалось российскими энергодотациями и внешними займами, экономика Беларуси работала более-менее успешно, обеспечивая приличный рост ВВП. После того как Россия заметно сократила объем энергодотаций, средства МВФ подошли к концу, а экономика Беларуси этого «не заметила», продолжая наращивать внутреннее потребление, кризис был лишь вопросом времени. Последней каплей стал рост заработных плат в 2010 году и рост объемов кредитования госпредприятий, особенно в конце года. После этого даже заимствования в несколько миллиардов долларов США у белорусских комбанков не могли ничего изменить.
Подводя итоги, можно сказать, что кризис 2011 года почти полностью определялся внутренними причинами. Беларусь до сих пор не встроена в мировую экономику, поэтому проблемы мировой экономики если до Беларуси и доходят, то опосредованно, через Россию, которая сглаживает последствия. Основные риски несет в себе нынешняя затратная модель экономики.
Если заявления о внешних факторах и ажиотаже с автомобилями носят характер «дымовой завесы», призванной дать возможность провести необходимые изменения, чтобы не допустить нового кризиса, то такие действия вполне оправданы. Если же эти причины действительно считаются основными источниками кризиса, то новый кризис не заставит себя долго ждать.
Владимир Артюгин, BEL.BIZ.