Сооснователь международного интернет-холдинга Social Discovery Ventures Дмитрий Волков в интервью «Делу» рассказал, чем интересен белорусский IT-рынок, каким образом искусство и философия помогают бизнесу, а также, зачем сотрудники SDV отвезли в пустыню робота-обезьяну Оракултанга.
Social Discovery Ventures - это международный интернет-холдинг, объединяющий технологические компании и разработчиков программного обеспечения. Сегодня в его портфеле более 50 уникальных онлайн-сервисов, с помощью которых люди из разных стран могут расширять свои социальные и деловые связи: знакомиться, общаться, находить друзей и попутчиков для путешествий, партнеров для онлайн игр и изучения иностранных языков.
Компания занимается инвестициями и развитием таких проектов, как Triptogether.com, ShoCase, LinguaLeo, StreetLife, Shazam, Dating.com, SeoPult и другие. Для корпоративных клиентов предлагаются услуги по разработке интерфейсов и юзабилити-тестированию, а также платежные решения для e-commerce проектов.
Деятельность холдинга сосредоточена на американском и азиатском рынках, офисы SDVentures расположены в Нью-Йорке (США), Гонконге, Минске (Беларусь), Риге (Латвия) и Москве (Россия).
«Дело»: Оправдались ли Ваши ожидания от выхода на белорусский IT-рынок?
Дмитрий Волков: В последние несколько лет белорусский рынок IT считается одним из самых сильных в Восточно-Европейском регионе. Согласно рейтингу Global Services 100, Беларусь - один из лидеров в сфере IT-аутсорсинга и высокотехнологичных услуг. Многие известные во всем мире IT-компании начали развиваться из Беларуси - Wargaming, Viber, Epam.
Еще одним важным фактором является то, что мы с вами говорим на одном языке. В технологическом бизнесе качественные коммуникации особенно важны. Кроме того, у нас сложились хорошие персональные связи - HR-директор нашей компании родом из Беларуси, и, в том числе, благодаря ее поддержке, мы приняли решение открыть офис в Минске.
Кстати, недавно я узнал об интересной тенденции на белорусском IT-рынке: оказывается, количество женщин, задействованных в этой отрасли, превышает 20%. Я знал, что среди тестировщиков много девушек, но очень удивился факту, что среди разработчиков их еще больше! Это очень хороший показатель, ведь зачастую благодаря своей внимательности, скрупулезности и ответственности, женщины выполняют задачи лучше мужчин.
Мы ориентировались на белорусский рынок IT, как на рынок с более дешевыми разработчиками, чем в России, но по факту вышло наоборот. В то же время, для нас, как и для большинства компаний, связанных с технологиями, важно не количество и даже не цена одного разработчика, а квалификация. У Фредерика Брукса есть книга «Мифический человеко-месяц или Как создаются программные системы». Согласно теории автора, привнесение в проект дополнительных сил лишь отодвигает срок сдачи проекта, и если к тысяче разработчиков вы добавляете еще тысячу - производительность, наоборот, падает. Очень часто один хороший программист или разработчик может заменить десятерых. Поэтому сейчас относительно белорусского рынка возникает вопрос: не насколько он дорогой или дешевый, а качественный он или нет? Пока у нас есть все основания полагать, что в Беларуси работает достаточное количество высококвалифицированных специалистов. К тому же, как оказалось, многие белорусские разработчики отдают предпочтение технологии .NET, что очень важно для нас, так как мы программируем именно на ней.
«Д»: Как сегодня развивается ваш белорусский офис? Собираетесь ли Вы сотрудничать с Парком высоких технологий?
Д.В.: Планируя выход на белорусский рынок, мы для себя решили, что сначала просто понаблюдаем - как будут идти дела, как будет формироваться команда. Нашей целью было создать костяк команды, причем мы определили, что будем брать только «бриллианты». Несмотря на жесткий отбор, команда из 20 человек было создана на удивление быстро. В планах до конца года - собрать 48 человек. Мы знаем о льготах для ПВТ и рассматриваем возможность в будущем стать резидентами Парка.
«Д»: Ваши бизнес-интересы сосредоточены в области социальных технологий. Почему Вы выбрали именно этот сегмент IT?
Д.В.: На нашем сайте неслучайно установлен счетчик коннектов. Social Discovery - это сфера, соединяющая людей. Я убежден, что в современном мире соединение людей - это гиперважно! Сегодня одним кликом вы можете отправить сообщение миллионам адресатов, находящихся в разных точках мира. Мы движемся к точке коммуникационной сингулярности, единству информационного пространства. Это, кстати, также очень важно для развития науки - коммуникация между экспертами по всему мира способствует прогрессу. И миссия нашей компании заключается в приближении момента, когда любая ценная мысль любого человека может быть донесена до других людей.
«Д»: Каким должен быть человек, чтобы он стал частью команды Social Discovery Ventures?
Д.В.: Мы отбираем людей не только по техническим возможностям и знаниями, но и по способности влиться в нашу команду. Существует мнение, что «айтишники» - это замкнутые люди с узким кругом общения. Наши сотрудники не живут как «типичные хакеры» во многом благодаря специальным корпоративным мероприятиям и даже самой атмосфере в наших офисах.
Ведь каждый офис SDV по-своему уникален, но все они объединены общей концепцией, отражающей философию компании в духе Art&Technology. Оформляя рабочие помещения, мы стремимся привить сотрудникам любовь к современному искусству. Например, одна из переговорных московского офиса представляет собой мини-галерею, а офис в Риге сам по себе является произведением архитектурного искусства и воплощением идейного дизайна, вобравшего в себя смесь исторической готики и ультрасовременной технологичности. В офисах поддерживаются любые творческие инициативы, поэтому у нас можно рисовать на стенах и играть на музыкальных инструментах в перерывах между работой.
Мы также всегда делаем любые корпоративные мероприятия интересными и незабываемыми. Так, например, в прошлом году группа наших сотрудников отправилась за новыми впечатлениями через Атлантический океан - на музыкальный и арт-фестиваль Burning Man, ежегодно проходящий в пустыне Блэк-Рок, штат Невада, США. Сотни объектов современного искусства устанавливаются в пустыне, чтобы потом подвергнуться сожжению. Тысячи людей, будь то хиппи, миллиардеры или гении Силиконовой долины, съезжаются со всего мира в одну точку Земли. И наша команда представила свой проект из области - робота-обезьяну Оракултанга. Эта гигантская обезьяна сидела в клетке и изрекала философские мысли, описывающие эмоциональный фон современного человека.
Летом того же года другая часть сотрудников SDVentures побывала на фестивале ландшафтных арт-объектов и электронной музыки Архстояние.
«Д»: В разных источниках Вы предстаете по-разному. Где-то Вы выступаете как философ, где-то как ценитель современного искусства. Есть ли связь между искусством и философией с технологическим бизнесом?
Д.В.: Философия сильно помогает бизнесу. Основа технологического бизнеса - инновации, а инновации - это новый взгляд на что-то давно устоявшееся. Философ всегда сомневается в том, что существующие убеждения, практики, алгоритмы - единственно верные. И эти сомнения - очень важны для новаторства. Когда вы принимаете все за чистую монету, то вы теряете возможность что-либо изменить. Мне этот подход импонирует как в философии, так и в бизнесе. Вот, к примеру, если бы современников Генри Форда спросили: «Какое средство транспорта вам нужно?», они ответили бы: «Нужны лошади, которые могут много работать, и есть меньше овса». Форд же посмотрел на проблему с другой перспективы - он поставил под сомнение традиционный уклад вещей и… создал машину. Умение подвергать сомнению общепринятое - необходимо бизнесменам в первую очередь.
Марина Кирченко, delo.by