Спад во внешней торговле предприятий продолжается и пока не нащупал дна. Тем не менее, первые позитивные тенденции уже наметились - статистика показывает рост поставок белорусской продукции на новые рынки, в том числе в страны ЕС.
Согласно свежим данным Белстата, в январе-марте 2015 года экспорт белорусских компаний снизился на 31,4%по сравнению с уровнемпрошедшего года. Причем, львиная доля потерь пришлась на ключевые для белорусской продукции рынки. В России в январе-марте спад произошел на 40,08%, в Украине - на 45,1% и в Казахстане - на 36,8%.
Торговля с еще одним партнером по Евразийскому экономическому союзу Арменией также оставляет желать лучшего - снижение экспорта на 31,8%, не говоря уже о рынке Кыргызстана, где белорусские компании реализовали в четыре раза меньше продукции, чем за соответствующий период прошедшего года.
Долю позитива в достаточно мрачную внешнеэкономическую картину вносит тот факт, что белорусский бизнес постепенно начинает диверсифицировать продажи, выходя на новые рынки. Так, существенно вырос экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона - Индонезию (на 83,1%), Гонконг (20,2%), Южную Корею (17,6%). Более того, позитивная динамика наблюдается на индийском рынке, куда белорусские производители увеличили поставки в 6 раз, достигнув объема в $66,3 млн. Интересно, что расширить свое присутствие белорусский бизнес сумел в Соединенных Штатах (рост экспорта в 2,3 раза), а также в некоторых странах ЕС - в частности, Болгарии, Греции, Дании, Испании, Латвии и Великобритании.
Экспорт в январе-марте 2015 г., в млн долл.
Таким образом, белорусский бизнес, хотя и медленно, но все-таки избавляется от чрезмерной привязанности к российскому рынку и ищет свободные ниши для своей продукции на других рынках, что может стать первым шагом по выходу из сложной экономической ситуации.